Украинские Карпаты: Озеро "Неистовое" и Черногорский хребет

Рассказ о походе 6-ти молодых людей на самую высокую гору Украины — Говерлу.

Начну свою повесть, пожалуй, с самого начала. Сам я из Запорожья, майский поход в Карпаты стал моим вторым подобным мероприятием, за три месяца до него я уже пробовал свои силы в покорении вершин, не так удачно, как в этот раз, но сегодня не об этом.

Так как живу я относительно далеко от пункта назначения нашего похода, мое путешествие началось с поездки на двух поездах. Стоит также вспомнить, что я был не один, а с пятью прекрасными людьми, ребятами, полными энергии, оптимизма и жажды испытать что-нибудь новое. В поезде нам посчастливилось провести время в компании еще двух замечательных девушек. Длительное веселое общение за игрой в «дурака», взаимный интерес и договоренности встретиться в этом же поезде на обратном пути позволили подойти к самому походу в шикарных настроения.

Сошли с поезда мы в Ворохте — небольшом населенном пункте, в котором, на удивление, был даже банкомат и один маршрутный автобус. В первый день нам нужно было пройти около 17-ти киллометров, что для относительно неподготовленных ребят (трое из нас были в походе впервые) достаточно внушительная цифра. Взвесив все «за» и «против» мы решили нанять такси, чтобы без труда преодолеть по неинтересен участок пути, который шел просто вдоль дороги. Шофер попался хороший и без недостатков, даже несколько раз выполнял роль экскурсовода. Например, мы узнали, что на нашем пути есть участок, с которой открывается красивый вид на три вершины, на которые нам нужно было подниматься на следующий день. Кстати, потом, находясь на одной из межгорных перемычек, мы видели этот кусочек проезжей части.

Зарегистрировавшись по пути на пункте спасателей, мол, вдруг кто-то нас искать будет, мы доехали до турбазы «Заросляк». Отсюда туристы чаще всего начинают свое восхождение на Говерлу, являются два маршрута на выбор. Но нашей целью в первый день было озеро, которое находится в пяти киллометрах от базы на высоте 1750 м.

Что ж, пора напрячь ноги и отправиться в дорогу.

Первое время тропа шла по лесу, то и дело встречались горные реки, красивые цветы и живность, которую не встретишь ни в каком городе. Пейзажи, которые раз за разом возникали перед нашими глазами, трудно описать словами. Постараюсь как-то передать атмосферу тех мест, прикрепив несколько фотографий.

Стоит отметить один забавный момент. В нашей компании была одна девушка, у которой как раз в этот день был день рождения. И один из нас купил по этому поводу торт, еще в Ворохте. То есть, все время до вечернего ужина этот торт сопровождал нас и пережил немало приключений вместе с нами. Одним из таких приключений стал сход с маршрута.

После подъема через все густые кустарники, наша тропа делала поворот вправо и вверх. Но мы этого не заметили и продолжили идти вдоль склона под таявшим снегом. Процесс, мягко говоря, не впечатляет. То и дело нужно было цепляться за траву или камни, чтобы не улететь вниз, потому что талая вода делала «дорогу» скользкой и неудобной. Заподозрив неладное спустя примерно 50 метров мы вернулись обратно в вечнозеленым кустах и ​​дальше с тропы не сбивал.

Основной набор высоты был позади и до первого ночлега остался небольшой отрезок по болотистой местности. Заряд бодрости несколько угас, но положительного настроения хватало у всех. Веселья добавили два указателя перед самым озером, которые, стоя на расстоянии 300 метров друг от друга, отличались в показаниях длины тропы всего на 20 метров (100 и 80).

Вот и первое место для нашего лагеря.

Быстро поставили две палатки, накрыли их большим тентом от надвигающейся дождя и взялись за подготовку к ужину. Каша с тушенкой и многострадальный торт с чаем уплетает за обе щеки. Все было приготовлено на газовой горелке, потому костер разжигать в Карпатах не желательно. Рядом из-под склона бил источник, так что чистой воды было в избытке. Насладившись природой и видом высокогорного озера, в котором, кстати, некоторые туристы при нас даже купались (температура воды там 1-2 градуса), мы залезли в палатку и с увлечением сыграли в замечательную настольную игру — Munchkin. Я играл впервые, не ожидая ничего особенного от этой игры. Как оказалось, зря, затягивает. В такой прекрасной атмосфере уюта я еще не имел возможности отдыхать.

Без приключений прошла первая ночь, встали пораньше, чтобы успеть выйти до того, как солнце начнет припекать, потому что такое предполагалось — на небе ни облачка.

Наша первая вершина — г. Туркул (1933 м.).

Подъем каменистый, не очень удобный, но преодолимый. Весьма сильное удивление вызвал у нас турист на велосипеде, который спускался нам на встречу. Внезапно.

Вид с вершины на пройденный отрезок пути завораживал.

На вершине встретили большую группу туристов, они шли как раз оттуда, куда нам надо было сегодня только дойти. Кстати, стоит отметить всех людей, которых мы встретили в горах. Все они, как на подбор, очень добрые и отзывчивые. Знайте, среди туристов в горах злых людей встретить почти невозможно. О местных жителей, к сожалению, такого утверждать нельзя, часто встречаются случаи ночных грабежей с их стороны.
С вершины Туркула мы имели возможность осмотреть весь наш сегодняшний путь. Виднеется четыре вершины: Данциж (1850 м.), Пожижевская (1822 м.), Брескул (1911 м.) И наша главная цель — Говерла (2061 м.).

Проход по позвоночнику был относительно легким, крутых подъемов не было, камней, мешающих нормальному шагу, тоже. В основном тропа шла через невысокую траву и кустарники. Но виды открываются отсюда незабываемые. Чтобы почувствовать все величие природы, нужно только идти самому к ней, никакие фотографии не заменят эту атмосферу.

Дойдя до подъема на Говерлу мы сделали привал. Перед высшей точкой украинских Карпат стоит набраться сил. Хотя мы и поднимались не по тяжелого склона, усилий приложить нужно немало. Особенно важно в таких походах следить за своим дыханием во время шага. Каждый человек сам должен найти свой темп и идти так, как ему комфортно. Не стоит пытаться кого-то догнать, например, из своей группы. Пусть вы дойдете позже, главное — дойти.

Камни, большие и маленькие, крепкие и рассыпаются под ногами — вот что в основном встречается на подъеме на Говерлу. Зимой весь склон покрыт значительным слоем снега, но это только усложняет восхождение, так что мы выбрали даты похода лучше.
50 минут занял подъем непосредственно на вершину Говерлы. Ощущение, когда ты ступаешь на вершину — непередаваемые. Ты чувствуешь победу над собой самого себя. Как чувствуется каждая мышца на ногах, так чувствуется каждая мышца твоего нравственной силы, потому что подъем на вершину горы — это прежде всего проявление духа и силы воли. Кажется, что весь мир — твой. Но ты не велишь им. Ты — неотъемлемая часть этого мира. На вершине происходит кульминация единения с природой, которое продолжается в течение всего похода. Удовольствие и непередаваемое чуство легкости, несмотря на все усилия, которые ты приложил, восходя на вершину.

Но все, что имеет начало, имеет и конец. Вдоволь насладившись ощущением свободы от суеты и тягостных мыслей мы начали спуск на другую сторону хребта, в направлении еще одной горы-двухтысячника — Петрос (2020 м.).

На этом отрезке тоже есть несколько гор, но на этот раз мы решили воспользоваться пословицей «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» и обошли горы вдоль их склонов. Остановились прямо у подножия Петроса.

Разбив лагерь в чистейшего ручья мы опять ни в чем себе не отказывали. Сытный ужин, вечер игры в Munchkin`а и крепкий сон — отличный конец второго дня.

На следующее утро ничто не предвещало беды. Но, после завтрака, мы решили не возвращаться на маршрутную тропу, потому что нам показалось, что подъем правее от нее будет легче, тем более там тоже есть маршрут. Так мы еще никогда не ошибались. Поднявшись к тому месту, где по нашм расчетам должен был находиться маршрут, и не найдя его там мы даже не допустили мысли вернуться и подняться по нормальной тропе. «Авось тропа дальше» и пошли сквозь заросли черники вдоль склона, все дальше и дальше от маршрута. Сделав большой крюк, с трудом преодолевая крутой подъем и кусты аппетитных, но еще зеленых, ягод, мы вышли на относительно ровную площадку. Как оказалось, то, что мы приняли тропы, было руслом высохшего ручья. Отступать было смысла и мы пошли дальше. Подъем на Петрос со стороны, где не поднимается никто, кроме змей и ящериц, стал изюминкой нашего путешествия. Сдирая пальцы о траву и землю, перебираясь чуть ли не на животе от камня к камню вспоминаешь все, что учился, когда залезал на деревья во дворе. После трех часов таких фокусов нам можно давать дипломы скалолазов, если такие существуют. Однако, на высоте около 1950 метров было обнаружено снежная шапка, которую нельзя было обойти ни с каких сторон. Пришлось спускаться чуть ниже и все-таки вернуться (!) На тот маршрут, по которому мы должны были идти сначала. Многострадальный подъем завершился, отдихнули на вершине в часовне, пропустили грозу мимо себя и начали спуск.

Впереди нас ждала только потеря высоты. Мы направлялись в село Квасы, 17 киллометров были пройдены за 6:00. По дороге мы успели спрятаться от грозы в домиках, которые летом используют пастухи для скота, и плотно пообедали кашей.

После дождя в горах появляется дымка — испарение воды, которые поднимаются назад к небу. Поразительное явление.

Вот так влавно наш поход подошел к концу. В селе мы переночевали в приятной хозяйки, после ночевок в горах ее дом нам казался царскими палатами. Завтрак на следующий день, которым она нас накормила, был достоин всех эпитетов, которыми можно описать вкусную еду. А в поезде мы встретились с двумя девушками, о которых было упомянуто в начале моего рассказа. И, познакомившись еще с несколькими соседями, мы провели очередной приятный вечер, общаясь с замечательными людьми.

Путешествуйте, знакомьтесь, узнавайте мир и пусть удача вам улыбается в любое время дня и ночи.