Тамара Концевая (Тамарита): Рынок, как лицо города, а деревня — лицо её жителей. Западное Папуа



предыдущий рассказ — http://www.vokrugsveta.ru/blogs/Protuberansi/2113.php

Вамена раскинулась в долине Бали, между зеленых холмов и каменистых рек.

Условно напоминает прямоугольник, по углам которого на въездах установлены статуи папуасов на высоких башнях, имитирующие смотровые площадки.

В скверах те же статуи напоминают о месте вашего пребывания.

улицам города неспешно передвигались велорикши. Это основной здесь транспорт, на котором перевозится все или почти все. Везут продукты, закупленные на рынках, товары для дома и строительства, мебель, да и сами папуасы с удовольствием им пользуются.

Мотоциклы в городе так же есть и лихо проносятся мимо. Автомобилей совсем мало, но существуют маршрутные микроавтобусы, которые отвезут вас в близлежащих сел.

Продуктовые рынки также разместились на всех главных въездах в город.

Рынок много может рассказать о своем городе, даже, если хотите, о своей стране. Именно рынки всегда интересны к посещению. Здесь можно встретить персонажи, которых на улице просто не увидеть. Рынок отражает быт и страсти жителей этих территорий. Овощи, фрукты, сувениры везде свои и даже их изложения всегда разная. Вот и в папуасской вамена дани, яли и лари имеют свои рынки из четырех углов городка на главных перекрестках четырех дорог.

Выращивают в окрестностях всевозможные овощи, перец, фасоль. Обилие свежих фруктов. Один из них мне полюбился, называется змеиный фрукт. Это народное название получил за свою шкурку точь-в-точь похожую на шкуру змеи. Если откусить его поперек, то на срезе сказывается рисунок, похожий на мордочку милого зверька. Достаточно интересный фрукт, к тому же еще вкусный, и к транспортировке пригоден.

Торгуют здесь прямо с земли, хотя есть везде добротные прилавки. Сами продавцы сидят тут же на полу. Женщины не уступают мужчинам, они много курят и яростно жуют бетель.

Это стимулирующее средство применяется во многих странах Азии. Для папуасов пожалуй бетель является отдушиной, ведь на Папуа не продают даже слабоалкогольные напитки. Папуасы не имеют иммунитета к алкоголю и очень быстро превращаются в алкоголиков. Именно на рынках множество интересных личностей. Здесь достаточно папуасов в традиционной одежде покупают товары для дома, строительные доски, продающих поросят. Ходила я по этим рынков одна, поэтому снимала с опаской, порой даже забывала это делать, с интересом наблюдая различные ситуации.

Казалось то стыдно и неуместно ходить совсем голым среди одетых людей, но папуасы, судя по всему, подобного дискомфорта не испытывали. Ни те, которые были голые, и не те, которые были одеты. Они якобы не замечали разницы между собой. Ведь в город на рынок едут, надо одеться, а у себя в деревне все равно все разденутся.

Не зря здесь травяные юбки кучками продают? Значит, в ходу они и женщины в них нуждаются.

Популярные среди женщин вязаные сумки-сетки напоминали не большой невод и это отдельная тема. Выплетая они из разноцветных нитей и предназначены только для женщин. Надевают ручкой на голову, а сама сумка забрасывается за спину. Если ноша в сетке тяжелая, то под ручку подкладывается свернута ткань. В этой сетке многое можно перенести, она растягивается до неопределенных размеров. Носят в ней даже животных. Маленьких поросят, кроликов, щенков. При этом животные в сетке обязательно что-то жуют. Ну, а если сетка — невод пуста, то ее все равно носят, никогда не снимая. Ведь в холод ней замотаться можно, или же сесть на нее в окрестностях дороги, а то и пот с лица утереть, работая в поле. В общем, очень нужная вещь, и кажется порой, что эта сетка просто намертво приклеена к женскому лбу. Что бы ни делала женщина, сетка всегда при ней.

С питанием в городе очень однообразно, на изыскание кулинарии можно не надеяться, но с голоду мы не умерли. Всегда можно перекусить рисом с зажаренной и засушенных до неузнаваемости курицей. Она вполне съедобная, если еще ее полить соусом, затем запить водой и заесть фруктами. Кстати о воде. Здесь в папуасской столице она в два раза дороже, чем в Сентани (Джаяпуре), поэтому пассажиры, летевшие с нами, тащили полные рюкзаки питьевой воды. Думаю для бизнеса. И ведь на посадке в самолет ту воду никто не отбирал! Мы об этом знали, но везти ее за собой не стали, покупали ту, что народ в рюкзаках привез.

Глава 5. Село селом

Встреча с нашим проводником Хериманом оказалась весьма плодотворной. Вечером в отель он приехал вовремя, привез с собой карты долины Бали с указанными маршрутами, брошюры для нас. Договорились на завтра пройтись по селам папуасов племени Дани. Хериман оказался скромным и застенчивым человеком, объяснял очень доступно и ненавязчиво, чем вызвал к себе простую человеческую симпатию.

Мы предусмотрительно с вечера купили в дорогу воду, печенье, сладости. Утром в девять часов уехали. По дороге наменяли мелочи для аборигенов, ведь ни один папуас не позволит уйти из деревни, не заплатив за визит. Если только вступить с ними в рукопашный бой!

Заехали на рынок, где все изобиловало от ярких одежд. Здесь и куры, и свиньи, гордость и достояние папуасов. Количеством свиней оценивают все крупные покупки. Горы капусты были свалены на землю, морковь связана красивыми чистыми ярко-оранжевыми пучками, сухие листья табака, намотанные на деревяшку, нарезанные различными порциями. Неизвестные медицинские травы были разложены по кучкам.

Что-то похожее на куски пемзы высились горкой, но на ощупь было легким и пружинистым. Оказалось папуасская панацея от всех болезней. Разрушен людьми термитник был порезан на куски и вывезен на рынок.

Народ, несмотря на свою доверчивость и не злобный характер, увидев фотокамер отворачивался. Женщины закрывались сетками, на каких же и сидели. Многие мужчины в венках, имея грозный вид, вызвали у нас неудержимый смех. Нет, мы не сумасшедшие, просто удивительная особенность местных мужчин иметь под носом, простите, мокрость, невозможно клеилась с их воинственностью.

Интересно еще и то, что этот недостаток во внешности никто якобы не замечал. Эти мужчины серьезно разговаривали с себе подобными личностями, иногда облизываясь. Ну, а мы что? Мы просто давились от смеха! Такого недостатка у женщин не наблюдалось.

Несколько обнаженных людей пожилого возраста деловито ходили между рядами, только только один печально стоял с котомкой на плече. Жалкий такой и совсем худой. Протянула ему мелкую купюру, сразу заулыбался, плечи расправил и отдался моей камере. Судя по одежде, стало ясно, что он из племени яли.

Первой деревней оказалась Кулура, расположена в тридцати километрах от Вамены. На подъезде к ней установлен полицейский кордон. Здесь были проштампованные наши разрешения, как и положено по правилам. Ближе к селу раскинулись несколько озер с ярко — розовыми нимфеями. Пейзажи ласкали взгляд сочными красками на фоне синих гор, туманно растекаясь по ущельям.

Множество папуасских племен и сел находятся в зеленой долине между гор. Народ сохраняет свои обычаи, пока еще мы можем быть тому свидетелями. Но сколько племен проживает в непроходимых джунглях, не знают даже сами жители долины Бали.

Прямо на центральной аллее, ведущей в село, нас перехватили сами жители и ну, давай позировать!

Женщины в травяных юбках, мужчины и дети в украшениях. Что ни фото, то руку за деньгами тянут. Ну, мы сгоряча мало тут же все и не отдали. Хериман нас в себя привел, а здесь уже сувениры несут специально для нас. Как незаметно у меня на шее оказался амулет с «зубом динозавра», точнее со свиным клыком, в дополнение к той долгой тыква, что за спиной висит на веревке. Поняв, что белые имеют покупательной способностью, обступили со всех сторон, тыквы разных форм в руки суют, амулеты на шею вешают. Ну, просто не отразиться!

В село все-таки пришли, здесь площадка плиткой вымощена. На ней народец местный собрался, все нас ждут. Атака с их стороны была мощной, даже не сразу заметила стоит вблизи мотоцикл. Хитрецы! Не все так мрачно, на мотоциклах разъезжают! Толстая свинья бродила у самого входа, но попасть в общинное село не могла. Все входы в села сделанные в заборе в виде лаза под аркой, с двумя степенями для подъема. В самых деревнях чисто шаром покати. Уже за порядком следят! Села у папуасов дани не велики. 30 — 50 человек проживают в одном поселении.

Здесь появился колоритный папуас с перьями в волосах, в венке, в скромных ожерелье и в красивой Котеку. Сразу за свое фото доллар сделал запрос на мы решили только поздороваться, а там посмотрим. Папуас расстроился и в сторонке встал, здесь другой подскочил и ну, давай нам «впаривать» мумию своего вождя трехсотлетней давности за кругленькую сумму.

— Да ты что, папуас? У меня этих вождей в засушенном виде множество! И все этой суммы. А ты мне одного предлагаешь, и то, даже не потрогать, а только посмотреть!

Ну вот, еще один папуаса огорчила. Ну как ему объяснить, что жуткий страх меня одолевает перед мумиями? Мы другие и кладбища наши за городом, и селиться мы рядом с ними не хотим. Не то, что у них в каждом селе могилы посреди двора! Дети на них играют, старики пристраиваются задремать, а можно и какую — никакую одежду на могильных плитах просушить. И предки их за это не наказывают и не думает народ о негативную энергетику и не боится загробной жизни. Да — то вот.
Подробнее …



Источник ссылка