Тамара Концевая (Тамарита): Лицом к лицу с аборигенами. Западное Папуа



Предыдущая часть — http://www.vokrugsveta.ru/blogs/Protuberansi/2112.php

Для получения этого важного документа, под кодовым названием «Пермь», в полиции выставили обязательное условие иметь сопровождающего в племена папуасов и бронь в одном из отелей Вамены. Если телефон нужного человека у нас был, то места в отеле не было. Если пойти устроиться в отель, то при этом разрешение спрашивают. Оставалось только надеяться, что заветный номер телефона откликнется. Я почти не верила, что контакт случится. Но и паники не чувствовала, всегда можно решить любую ситуацию. Если предложить за номер более высокую цену, то каждый будет рад заселить вас к себе. А уже походив по окрестностям, столько всяких папуасов насмотришься без разрешения!

К моему удивлению Хериман отозвался, так звали нашего будущего проводника. Буквально через десять минут он приехал на своем мотоцикле. Сразу взял опеку над нами и указал полисмену отель, в который нас заселить. Новенькие разрешения на посещение папуасских племен были в наших руках. Затем отель с обильными завтраками утром, где освободившись от вещей, отправились прогуляться по вамена, предварительно договорившись с Хериманом встретиться вечером.

Гуляя по г. Вамена чувствуешь себя пришельцем из другого мира. Папуасы все, как один реагировали на нас не адекватно. Они замирали при встрече с нами, их бешеный взгляд выражал удивление, замешанное на страхе. Они показывали на нас пальцем в полном недоумении, дети переставали плакать, или же сразу начинали реветь. Еще находясь в Джаяпуре, столице Ириан-Джайя, нам пообещали, что в вамена туристов «фуль», но ни за восемь дней мы не встретили.

Пожалуй прилетев в вамена, редкие группы туристов сразу едут со своими гидами по племенам, а гулять по долине пешком никому и в голову не приходит, не безопасное это дело. Именно поэтому только мы оказались с папуасами один на один.

Лица этих людей настолько выразительны, что их нельзя было не снимать. Делала я это без зазрения совести. Иногда приходилось прятаться в толпе, но основная масса жителей долины относилась к съемке снисходительно. Правда, жестом показывали, что хотят денег.

Первого своего обнаженного папуаса с Котеку увидела внезапно и даже от него побежала, но спохватившись вовремя, успела снять.

Он шел прямо за мной на расстоянии двух метров. Старик, может хотел денег попросить, а может поздороваться. На шее висел сетчатый потрепанные галстук, в руках зонтик на случай дождя, а на плечи сумка.

Котеку была длинной, а потому стало ясно, что этот человек из племени Дани. Что такое Котеку? Это одежда аборигенов, но носят ее сейчас в городе только старики, а в своих деревнях носят и дети и мужчины более молодого возраста. Это обычная сухая тыква, которая растет в каждой папуасской селе, оплетая травяные крыши хижин. Ее конусообразная форма и длина достигается с помощью не большого груза, привязанного к самому кончику. Когда приобретает нужный размер и форму, тыква срезают. Одевается она на мужской половой орган, как оберег для столь уязвимого места. У мужчин племени яли тыковки обрубленные до половины и немного шире, а в племени лани вообще широкая и может быть расписана, или украшенная бисером. Именно эти три племени проживают в окрестностях Вамены. Ими придуманы правила для различия соплеменников, их подсказала сама жизнь.

Известно племя караваев, но к ним по рекам дня три добираться. Свои дома они обустраивают на деревьях и живут совсем дико, как в первобытные времена. Но наша группа, это всего два человека. Поэтому к Караван нас никто не повез и ограничились мы на окраине папуасской столицы.

Мужчины имеют Котеку повседневные и праздничные, украшенные и раскраски. А если праздничной одежды нет, то на повседневную просто связывают ленту или красивую тесемочки. Крепится Котеку снизу на петлю, а сверху за самый кончик толстой нитью вокруг пояса.

Тот плетеный галстук на шее, совсем галстук. Это карман папуаса или небольшая сумочка, в которую он может положить табак, деньги, если есть, и другие мелкие вещи. Еще бывают галстуки из тростниковых палочек. Сколько палочек на груди, столько свиней у его владельца. Зонтик считается очень важным атрибутом папуасской жизни. Ведь он и от дождя и от солнца! Хотя казалось бы, зачем от дождя? А что — бы не замерзнуть!

Еще неотъемлемой частью папуасских гардероба является венок из перьев казуара. Казуар — крупная птица в ярком оперении, обитает только на Новой Гвинее и занесена в Красную книгу. Встретить ее можно в диком и недоступном лесу. Поэтому могу предположить, что те венки, которые пышные и свежие на головах папуасов, собранные из перьев других птиц, возможно даже кур. Именно такой венок я примерила на себя, сняв с головы молодого парня и отдав взамен шляпу, чтобы мыслей у него плохих не было в случае моего исчезновения.

исчез я ненадолго, доверившись Дорогие отобразить меня в нем.

А вот те венки, которые на голове старых, красные, оранжевые и стерты до основания, видимо все-таки из перьев казуара. Ну и последним важным дополнением к внешнему виду является бусы на шее и амулеты на груди. Бусы из стекол, мелких ракушек, семян растений, а вот амулеты изготовлены из свиных клыков. По торжественным случаям или по случаю войны клыки вставляют в носовую перегородку, придает всему облику папуаса мужество и воинственность.

С обувью здесь сложнее. Она есть не у каждого,

много всю свою жизнь ходят босиком, а потому имеют широкие растоптаны и плоскостопие ступни. Несмотря на эти ноги, просто не верилось, что их можно впихнуть в какую — либо обувь.
Подробнее …



Источник ссылка