Священные цепи: репортаж с цыганской свадьбы


Писатели-романтики создали у европейцев устойчивый образ цыганской жизни: «любовь — дитя, дитя свободы». Как часто бывает, писатели и здесь оказались весьма далеки от народа. «Вокруг света» продолжает серию публикаций о необычных обрядах и ритуалах, свидетелем которых стал Леонид Круглов

Женщины рабари в праздничных нарядах
Памятник путешественнику
Индия. Бхудж
РАССТОЯНИЕ от Москвы ~ 4250 км (от 8:00 полета без учета пересадок)
ВРЕМЯ опережает московское на 2,5 часа
ВИЗА оформляется в посольстве Индии
ВАЛЮТА индийская рупия (1 INR ~ 0,97 руб.)

Цыгане не слишком ассоциируются с Индией, однако антропологи находят много аргументов в поддержку теории о индийский, а не румынским или египетском происхождении этого народа. Племена кочевников, которых в Индии традиционно считают цыганами, давно «поделили» страну между собой. Меня интересовало многочисленное из них — племя рабари , проживающего в штате Гуджарат , на границе с Пакистаном . Здесь есть маленькие стационарные поселения, но Большинство цыган все-таки переезжает с места на место . И только раз в год кочевники собираются в селах соплеменников , чтобы отпраздновать знаменательное событие в жизни каждого рабари — свадьбы .

Основное средство передвижения для цыган-кочевников — верблюды

Бог Из глины

Церемония бракосочетания проводится в день явления Кришны ( в 2016 году — 25 августа ). В рабари Кришна — главное божество .

Несколько дней вместе с проводником индейцем Умишем Джада мы переезжали от стоянки к стоянке, от одного рода рабари к другому, пытаясь получить разрешение на съемку свадебного обряда . Все старания оказались напрасными: даже те цыгане, которые сначала были против моего присутствия на торжестве, позже отказывали без объяснения причин. Но в конце концов нам повезло.

Моя палатка стояла рядом с одной из цыганских деревень в окрестностях города Будж. Утром, собирая вещи к отъезду, я обратил внимание, что женщины поселения надели праздничные наряды и направились в сторону озера, находившегося в паре километров от села. Мы с Умишем, не спрашивая разрешения, на свой страх и риск пошли за ними.

Специально к свадьбе женщины рабари лепят из белой глины статуэтку Кришны

Женщины опустились на корточки у самой воды и стали водить руками по дну. Получали глину и выбрасывали ее назад. Так они перемещались вдоль берега озера до тех пор, пока не обнаружили место с глиной белого цвета. Собрав ее в деревянное блюдо, цыганки стали что-то лепить. Через полчаса на тарелке красовался божок высотой около полуметра, лицом напоминает идолов с острова Пасхи. Как оказалось, женщины изобразили Кришну .

Когда глина высохла на солнце, фигурку нарядили в кукольные одежды, украшенный лентами. Девушка лет двадцати, самая молодая из присутствующих, поставила тарелку со статуэткой на голову и пошла в сторону деревни. Остальные отправились за ней.

Женитьба в рабари происходят перед фигуркой божества, одетой в яркую одежду. Считается, что таким образом божество благословит брак

Глиняное творение установили в центре большой палатки, похожего на шапито, на окраине села. Как объяснил мне Умиш в таких палатках рабари проводят церемонии бракосочетания . Мы вошли внутрь и присели на пол в сторонке, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания.

В течение получаса туда-сюда ходили люди: после того как пошли девушки, парень привлек два деревянных стула и поставил их в центре шатра, прямо перед Кришной, затем несколько пожилых женщин украсили эти стулья цветами. Пока я наблюдал за тем, что происходит, к нам подошел невысокий человек в белом халате и ярко-красном тюрбане с множеством складок. Он обратился ко мне на местном диалекте. Когда Умиш объяснил незнакомцу, кто я и зачем приехал в Индию, цыган, к моему удивлению, обрадовался. Он оказался главой важного цыганского рода. Звали его Ванка Рабари , и как раз сегодня несколько часов он женил 18-летнего сына Кана , на свадьбу которого я был тут же приглашен в качестве почетного гостя.

ПОРТРЕТ НЕВЕСТЫ

Внешне рабари очень похожи на индейцев

Ванка проводил меня в один из самых пышных домов. Глиняное одноэтажное строение был увешан разноцветными лентами , а соломенный крышу обильно усыпанная лепестками роз . В небольшой комнате, по всей видимости, служившей одновременно и гостиной и спальней, на кушетке сидел юноша в ярком халате и брюках . Голову его украшал тюрбан с гирляндой из мигающих лампочек , похожей на новогоднюю. Это был Кан, сын Ванко .

В течение следующего часа к жениху приходили мужчины с подарками : конвертами с деньгами, мешками с одеждой … Из женщин в доме присутствовала лишь иметь Кана. Я поинтересовался, когда же можно будет увидеть невесту.

— Невесту? — рассмеялся Ванка в ответ. — Ее пока даже я не видел.

Ванка принес из соседней комнаты нарисованный карандашом портрет девушки . Сказать по нему, насколько хороша суженая Кана, было трудно, поскольку сам рисунок был не очень хороший. Сделал его один из родственников невесты, когда Ванка приезжал на смотрины.

— О свадьбе детей должны договариваться родители. Эта традиция передается из поколения в поколение, к нашему племени она пришла от индусов. Невеста с того же знатного рода, как и наш, это будет хороший брак.

Во время осмотра девушка предстает перед будущим свекром в накидке, полностью ее скрывает . Нахваливая своих чад, рассказывая о преимуществах будущих жениха и невесты, а также обсуждая все аспекты их дальнейшей жизни (дом, количество детей, обязанности) , родители принимают решение. «Соглашение» скрепляется рукопожатием . Семья невесты организует свадьбы , а семья жениха обеспечивает будущую ячейку общества приданым .

Ванка Рабари — один из самых богатых людей племени. Он обеспечивает сына и его жену приданым. В данном случае — стадом верблюдов

За разговорами прошло около часа. К тому времени дом уже был полон мужчин — родственников Кана. Все ожидали начала церемонии. В дверь постучали. Пожилая женщина вошла в дом и объявила, что все готово. Как пояснил Ванка, по традиции старше женщина из рода невесты должна «пригласить» жениха .

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК

Жених сможет увидеть невесту только после свадьбы

Процессия во главе с Ванко вышла из дома на улицу. Кан шел, окруженный со всех сторон, словно охранниками, мужчинами его рода. Одновременно с других домов на улицу вышли женихи в сопровождении родных. Я насчитал пять свадеб .

Когда мы приблизились к палатке, я увидел мальчика лет девяти пяти, не больше. Он привлек мое внимание, поскольку его наряд и головной убор были в точности такими же, как в Кана. Неужели и этот малыш — жених? Я вытащил камеру, сделал лишь несколько снимков, но Ванка схватил меня за руку:

— Не нужно фотографировать. Это запрещено, у тебя будут проблемы.

Как оказалось, свадьбы между маленькими детьми — давняя традиция рабари , которая досталась им от индусов. Но в 1955 году индийское правительство запретило бракосочетания несовершеннолетних . Однако рабари запрет нарушают . А чтобы избежать проблем, держат церемонии в секрете . По всей видимости, меня и не пустили в другие села, поскольку там планировалось «детский праздник».

Ванка Рабари (на фото в красном тюрбане) готовится к свадьбе своего сына Кана

Пока я разговаривал с Ванко, к нам подошла группа женщин. Среди них была невеста, лицо которой скрывала яркая чадра .

Женитьба проводились поочередно . Свадьба Кана была первой. Остальные пары в ожидании своего времени становящиеся вокруг палатки.

Рабари считают, что чем ярче одет жених, тем счастливее будет его семейная жизнь

Документальное кино
следами истории

постоянный автор «Вокруг света» Леонид Круглов стал ведущим Первого канала . Начиная с 6 июля по воскресеньям в эфир выходит его проект «Семь великих русских путешественников» .

— Маршрут своих экспедиций я выбирал не случайно. Все они были пройдены десятки лет назад российскими путешественниками: Александром Булатовичем , Николаем Пржевальском , Михаилом Крузенштернов и другими. Каждая серия посвящена экспедиции одного из них . Я изучил дневниковые записи и постарался в точности повторить путь, пройденный моими предшественниками , чтобы увидеть, как изменилась жизнь диких племен со времен их первой встречи с российскими.

Кана и его невесту посадили на стулья перед фигуркой Кришны. Гости встали вокруг плотным кольцом. Появился жрец . Он взял в руки статуэтку и начал говорить о величии праздника, дня рождения главного бога . Говорил долго, потом языка произносили родственники. С 40 присутствующих выступило человек 25. Все это время (почти полтора часа) молодожены безмолвно сидели на стульях . Каждого выступающего жених благодарил поцелуем, а невеста, так и оставалась в чадре, — кивком головы.

После того как все гости высказались, слово взял Ванка. Он вышел с длинной цепью, переплетенной гирляндой из разноцветных лампочек. Обмотав ею молодых, Ванка поцеловал обоих и сказал: «Теперь вы связаны на всю жизнь. И должны помогать друг другу во всем ».

Невесты поклонились и отправились в дом жениха . Мы с Умишем тоже покинули палатку. После нас в него вошел «маленький человек», как я прозвал девятилетнего жениха.

— После церемонии детского бракосочетания, проведенной по всем правилам, юные невесты возвращаются к семьям и продолжают обычную жизнь до совершеннолетия . Затем начинают жить вместе. Но повторную свадьбу уже никто не играет . Сегодняшний день — важнейшее событие их жизни, хотя они этого еще и не понимают, — пояснил Ванка .

Женщины рабари молятся перед фигуркой Кришны

Свадебные церемонии завершились в полночь . Последняя пара молодоженов пошла, а оставшиеся гости — человек десять — взяли на себя почетную обязанность отнести фигурку бога к озеру.

— Кришна пришел к нам на один день, теперь он должен уйти, — с этими словами статуэтку опустили в воду, и та постепенно растворилась

* * *

На следующий день после церемонии мы с Умишем покидали деревню. Ванка проводил нас до дороги, где я увидел толпу возбужденных мужчин. В центре стоял парень лет тридцати . Он что-то эмоционально объяснял, мужчины старшего возраста спорили с ним. Оказалось, он требовал развода, обвиняя жену в измене . Мы постояли рядом примерно четверть часа, но так и не дождались конца рассмотрения.

— Они будут здесь еще сутки стоять, говорить, доказывать что-то, — пояснил Умиш — но никто никого не разведет . В рабари такое если и случается, то редко .

Я выразил соболезнования обманутому мужу.

— Он дурак! — сказал Умиш. — не понимает ничего в жизни. Мою свадьбу родители сыграли, когда мне было пять лет. Сейчас мне 38, и я до сих пор живу с женой. Если бы не брак, наверное, мы бы уже не были вместе. По глупости разошлись бы. Но наши узы нас держат и делают счастливыми. Сейчас я не представляю жизни без жены. А измены … У всех бывает.

Фотографии и впечатления: Леонид Круглов

Что нужно сделать в Индии

УВИДЕТЬ дворец Дарбаргадх, возведенный в XVI-XIX веках. После землетрясения 2001 дворец сильно пострадал. Но его, как символ города, восстановили одним из первых.

съесть чапати — индийский хлеб из пшеничной муки с добавлением чеснока и специй (от 55 рупий в любом кафе города).

ВЫПИТЬ ласси — напиток на основе йогурта с добавлением соли, сахара, специй, фруктов и льда (от 150 рупий за бокал в городском кафе).

ЖИТЬ в гостинице Regenta Resort Bhuj (от 3500 рупий в сутки за одноместный номер).

перемещается по городу на тук-тук (от 50 рупий за поездку), за пределами города — на автобусе (от 25 рупий за поездку) или на такси (от 1500 рупий 50 км).

КУПИТЬ в подарок индийский чай масала (от 550 рупий за 200 г на местном рынке), для себя — текстильные изделия (от 1200 рупий за шелковый платок).

Фото: SHUTTERSTOCK (X5), NASA’S EARTH OBSERVATORY



Источник ссылка