Стамбул наизнанку


Красочный, яркий, шумный Стамбул в глазах туристов выглядит как огромный восточный базар, обрамленный древними руинами, мечетями, ресторанами и лавками, вокруг которого по Босфору снуют кораблики. Но стоит отойти немного в сторону, и открывается яркая изнанку, где живут обычные люди, не обремененные туристическими заботами. У них свой темп жизни и нет цели увидеть все достопримечательности за один день.

IMG_5571

Первые впечатления

В Стамбул впервые нужно въезжать ночью и желательно на автомобиле. Только так можно увидеть масштабы четырнадцатимиллионных мегаполиса. Как будто гигантский желоб города засасывает в себя движутся по эстакадам блестящих красным и белым светом змей. Огромные автостанции, из которых ежедневно отправляются по стране тысячи комфортабельных автобусов скорее напоминают аэропорта. Все вокруг мчится, бурлит и транспортный поток не прекращается далеко за полночь. Таким я увидела впервые Стамбул и была поражена силой огромного города.

IMG_5453

Но по мере продвижения авто в центр старого города поток стихает, скорость замедляется и вот уже можно рассмотреть минареты мечетей, блеск воды в бухте Золотой Рог и паромы, снующих через Босфор . А на восходе солнца, Стамбул раскрывает свои объятия и демонстрирует сокровища, исторически достались ему по не одну тысячу лет: византийские и османские древности, мечети и дворцы, башни и подземные цистерны. Вся эта старина собирает вокруг себя туристов, жаждущих увидеть своими глазами разрекламированные в туристических буклетах достопримечательности. Очень впечатляет Айя София, но вместе с тем утомляет ожидания в очереди. Или поход в музей — познавательно, интересно, но не настолько волнительно, как прогулка по узким улочкам района Фатих.

IMG_6006

1453 Константинополь был завоеван Османской империей. К собору Святой Софии были пристроены четыре минарета, и он стал мечетью Айя-София. Но в 1935 году турецкий президент и реформатор Кемаль Ататюрк издал указ и превратил мечеть в музей. В этом статусе Святая София находится по сей день.

Сойдя с туристической тропы

IMG_6019

А ведь стоит только перейти через бульвар Ататюрка, посмотреть на акведук Валета , под которым снуют автомобили и желтые такси, и открывается совсем другой Стамбул. Здесь мальчишки играют на улицах в футбол, на балконах развешаны белье, из окон доносятся ароматы кёфте, шкворчать на сковородке. А в чайной на углу сидят мужчины и пьют насыщенный с терпким вкусом сладкий чай. Продавца овощей продает овощи и крупы с велотележки. И углубившись в кривизну бессмысленных улочек можно почувствовать себя Гешей из «Бриллиантовой руки» — абсолютно непонятно куда идти, и в какой стороне света ты находишься. Как не было час назад толп туристов и очередей в кассу.

DCIM100GOPRO

IMG_5339

В азиатском Стамбуле все слегка по-другому — это часть города больше приспособлена для жизни, чем туристическая часть на европейской стороне. Хотя и там, стоит отъехать от старого города, начинаются многоэтажные современные районы. Это по-настоящему нетуристический Стамбул, что таит в себе плюсы и минусы. Над Босфором возвышаются зеленые холмы, среди которых прячутся жилые дома, виллы и даже дворцы. Тем, кто хочет просто прогуляться или посидеть в чайной на берегу Босфора понравится азиатская часть Стамбула. Особенно красивый вид на западе с широкой Босфорского набережной в районе Бешикташ: с рыболовными лодочками, скамейками над водой в несколько рядов для зрителей, наблюдающих за конец света над куполами мечетей Султанахмет и Девичьей башней.

IMG_5844

Кофе, знаменитые голландские тюльпаны, венский штрудель — все это на самом деле наследие Османской империи и было завезено в Европу из территорий принадлежали современной Турции.

Транспортные тонкости

IMG_5698

Местные жители, в том числе и автомобилисты предпочитают пересекать Босфор на паромах. Паромы ходят как часы, стоят недорого — за три лиры можно из Европы попасть в Азию. Автомобилям дороже, но все равно выгоднее, чем ехать в объезд по пробкам и в итоге все равно платить за проезд по мосту. Кстати, оплата за проезд по автомагистралям и мостам осуществляется с помощью стикера (наклейки) HGS. В Турции уже не осталось традиционной системы оплаты, когда при въезде вы получаете талончик, а при выезде оплачиваете в зависимости от пройденного расстояния. Поэтому приезжим приходится искать наклейки в почтовых отделениях или на заправках, где их днем ​​с огнем не найдешь. Нам так и пришлось кататься «зайцами» на своем авто по Стамбулу и турецким автобанах.

IMG_5272

Паромы отправляются из нескольких пристаней, одна из самых оживленных — Эминёню. Это даже не пристань, а целый комплекс, протянувшийся вдоль берега бухты Золотой Рог. Отсюда курсируют паромы и кораблики по всему Босфора. Попадая на нее в час пик чувствуешь легкий шок от численности народа, количества причаливать и отправляется корабликов и запутанного расписания.

IMG_5928

Стамбульская подземка, построенная в 1875 году, занимает третье место по старшинству после лондонской и нью-йоркской.

Кроме парома на азиатский берег можно за те же 3 лиры добраться на подводной метро Мармарай. Это название произошло от объединения турецкого слова «Marmara», что означает Мраморное море и слова «ray» означает рельсов. Не нужно воспринимать все буквально, здесь нет мрамора и позолоты, которые можно было бы ожидать в оформлении такого тоннеля в восточной стране. Наоборот — все очень скромно, но функционально. Главное, что этот тоннель наконец соединил две железные дороги: знаменитый Восточный экспресс теперь может смело проехать под водой, соединив европейскую часть из азиатской. Идея построить такой туннель пришла еще султану Османской империи Абдул-Меджидов, правивший с 1839-1861. В итоге построить его удалось только в начале 21 века благодаря японским технологиям и инновациям. Глубокая участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности залива.

IMG_5444

Столица уличной еды

IMG_5556

Галатский городов усеян рыбаками с удочками, а макрель, плавающая под сводами моста, смеется над ними и не спешит клевать. Каждый день с раннего утра до поздней ночи сотни рыбаков забрасывают крючки в воду бухты Золотой Рог и до вечера приносят домой свой ежедневный улов. Стамбульцы любят рыбу, и готовят ее не хуже баранины. В районе Галатского моста преобладает рыбное меню. Балык-экмек, или просто рыба, приготовленная на гриле, заключенная в булку с овощами и луком. Это блюдо готовят на передвижных грилей и на гриль-катерах, качающихся на водах бухты. Мидии, фаршированные рисом, политые лимонным соком продают поштучно с подносов на пристани. У Галатского моста на небольшом рыбном рынке есть кафе на открытом воздухе, где можно отведать дары моря, здесь же приготовленные на огне. Все абсолютно свежий, только что выловленных, выливает ароматы и заканчивается соками — пальчики оближешь!

IMG_5447

Стамбул негласно получил титул мировой столицы уличной еды. Причем качественной, вкусной и даже полезной.

О стамбульскую пищу стоит рассказать отдельно. Классическая шаурма (по-турецки Денер) — не чета тому, что продают в наших киосках. Настоящий Денер готовится из баранины и на угле, он должен вобрать ароматы дыма, чтобы стать тем самым, настоящим блюдом. К мясу подают айран в маленьких баночках с пластиковой крышкой. Она легко протыкает соломинкой, за которую его удобно пить. А из многочисленных тележек продают кукурузу на гриле, печеные каштаны зимой и невероятно тягучее мороженое летом, симит — огромные бублики с кунжутом и вкусные вафли, наполненные всевозможными начинками (вкусные пекут в районе Бебек). А еще фреш из апельсинов и гранатов — у набережной продают по три лиры, а на рынке всего по лире за стакан.

IMG_5849

Традиции и безопасность

IMG_5226

Несмотря на стереотипы, Турция одна из самых безопасных стран . Можно не бояться и смело бродить по бедным районам, по крайней мере в светлое время суток никто не обидит. Есть миф, что девушкам не стоит ездить в Турцию в одиночку. Хотя турецкие мужчины любят европейских женщин, но достаточно воспитаны и ведут себя цивилизованно. Случаи открытого насилия против иностранцев здесь крайне редки. Я на себе почувствовала турецкую честность: потеряла на паркинге в супермаркете мобильный телефон, а когда подошла к охране — они отправили меня в бюро находок, куда определили мою пропажу.

IMG_5337

Стамбул называют городом кошек. Пушистых друзей здесь миллионы, и стамбульцы их очень любят.

Приезжая в Стамбул, все же не стоит забывать, что это мусульманская страна и нужно уважать ее культурные традиции. Посещая мечети в свободные от молитв часы, женщинам нужно покрыть голову платком, и всем без исключения разуться. Исключение — некоторые крупные мечети, куда доступ для женщин закрыт даже при соблюдении ими всех требований к одежде и поведению.

Микс Азии и Европы

IMG_5998

Турки по-особенному относятся к своей стране. Они ее искренне любят и считают, что все, что сделано в Турции — самое лучшее: ездят на произведенных в Турции машинах, пользуются турецкой техникой, отдыхать лучше на турецких курортах, что не удивительно. Такой патриотизм не случаен — постарался знаменитый Ататюрк, сделав из Турции настоящее государство и светское государство. Его изображение можно увидеть везде — видимо это самый почитаемый человек Турции. Повсюду флаги государства, и это не просто мода — это настоящая любовь к родине и искренний патриотизм. Хорошим доказательством служит то, что турки сами ходят в свои музеи и водят туда детей и школьников.

IMG_5298

Удивительно, но Стамбул переворачивает все представления о азиатской стране, демонстрируя сочетание бережно хранимых глубоких исторических слоев и ультрасовременных технологий. На фоне шума, рыночной суеты, криков муэдзинов с минаретов город наполнен современным транспортом и технологиями, которые не портят его внешний вид. Пожалуй, Стамбул — один из немногих городов, с собственной душой, такой многогранной, широкой и хлебосольной, что хватит на всех без исключения. И эту душу чувствуешь сразу, как только нога ступает на древнюю землю, при первом общении с местными жителями, открытыми и улыбающимся. В такой город хочется непременно вернуться, чтобы снова почувствовать биение его пульса, ритм которого звучит в унисон с миллионами сердец еще долго после возвращения домой.

IMG_5468

Источник



Источник