Сколько русских было на «Титанике»


15 апреля 1912 в результате столкновения с айсбергом в первом же рейсе затонул «Титаник». Среди его пассажиров были и русские подданные: крестьяне, торговцы и даже дворяне. Как сложилась их судьба? Архивы говорят, что некоторым удалось спастись.

Реакция России

В России изначально не сложилось со сведениями о «Титанике». Первые сообщения о трагедии появились в российской прессе 16 апреля 1912, в «Петербургских ведомостях». На четвертой странице газеты была небольшая заметка:

«Сообщение из Лондона. Потерпел крушение «Титаник» — судно, которое считалось непотопляемым. Все пассажиры спасены пароходом Virginian, вызванный с помощью беспроводного телеграфа. Само судно держится на плаву и медленно идет в ближайший порт Галиафан ».

Российская пресса не единственная находилась в счастливом неведении. Силы сигнала, передавало судно «Карпатия», первое прибывшее на место катастрофы, хватало только в Канаду. Только на следующий день весь мир узнал об истинных масштабах катастрофы.

И тут понеслось. Российская пресса настойчиво критиковала создателей команду, капитана. 20 апреля во все тех же «Ведомостях» вышла статья «Титаник» корреспондента, который убежал от нас под псевдонимом Ив. Мар. Статья полна трагического пафоса и морали, человек не должен считать себя венцом природы: «» Титаник «погиб от роскоши. Строители не думали о средствах спасения … Разве можно было допустить мысль о каком-то катастрофе? Разве погибают Титаны? ».

В том же номере автору вторил другой журналист: «Наш ледокол« Ермак »как ножницами режет ледяную кору значительной толщины, а« Титаник »разбился о глыбу».

О российских пассажиров «Титаника» — ни слова. Даже в официальных сочувствии и обращениях к пострадавшим странам наших министров — Родзянко, Тимашева никто не вспомнил о российских подданных. Будто и не было их вовсе.

Ложные сведения

Между тем, российские на «Титанике» были, хотя их количество неизвестно.

Российские архивисты утверждают, что число пассажиров с паспортами Российской империи достигало сотни.

Писатель Михаил Пазин в работе «Русские на« Титанике »вспоминает как минимум двадцать. Ростовский автор Владимир Потапов, племянник пропавшего пассажира Ивана Мишина, рассказывал о целях семьи, сели на «Титаник», чтобы воссоединиться со своими родными в Уругвае — много выходцев из простого народа ехали в Америку в поисках лучшей жизни. Его список говорит о девятнадцати выходцев из Веселовский район, которые во Франции купили билет на «Титаник». Их имена: Евгений Драпкин, Геннадий Слоковский, Михаил Марков, Филимон Мелкевук, Петр Найденов, Михаил Денков, Дмитрий Маринка, Константин Иванов, Иван Минев, Назар Минков, Дмитрий нанка, Александр Радев, Иван Станев, Тимофей Краев, Николай Малинов, Матвей Зотов Евгений Перкин, Василий Плотошарский и, уже упомянутый, Иван Мишин.

52 фамилии

Британские архивы говорят о 52 фамилиях с российскими паспортами. При этом многие из перечисленных фамилий не входят в этот официальный список. Откуда могли взяться несоответствия. Дело в том, что точные списки пошли на дно вместе с судном, имена пассажиров восстанавливали по остаткам документов. Кроме того, большинство русских имен написали ошибке — особенности языка. Поэтому сегодня судьбы наших сограждан на «Титанике» покрыты мраком, а все нити окончательно оборвались вместе с гибелью современников.

Пропавшие души

Отсутствие упомянутых фамилий может объясняться еще и тем, что люди плыли нелегально. Билет на «Титаник» был недешевым удовольствием. Место в третьем классе стоило от 3 до 8 фунтов, что по современным меркам составляет около 500 долларов. Недоступная роскошь для простого русского крестьянина. Или здесь кроется другая причина? Словно предчувствуя беду, люди сначала с неохотой брали билеты на новый корабль. Поэтому компании «White Star» пришлось перебросить часть пассажиров с других, более заполненных рейсов — престижа ради. Сделали это в спешке и перерегистрировать успели не всех. Отсюда и «пропавшие души».

История Михаила Кучиева

Но в российской истории «Титаника» есть примеры чрезвычайные. Например, случай с Михаилом Кучиев, отважным молодцом 24 лет с Северного Кавказа. Он отправился в Америку «лес рубить», по словам его дочери, чтобы заработать на «жену, дом и коня». Естественно, плыл он в третьем классе. Накануне катастрофы он «что-то не то съел», отчего проснулся посреди ночи и отправился на палубу подышать свежим воздухом. Но, выйдя из каюты, обнаружил, что все выходы из отсека для третьего класса перекрыты, а наверху явно происходит паника. Каким образом ему удалось прорваться наверх. Но место в шлюпке мужчине с третьего класса в ту ночь был заказан — спасали только женщин и детей. Поэтому, по словам Михаила, он одел спасательный жилет и бросился в воду, где ему удалось зацепиться за какой-то обломок. Вскоре он увидел тонущую женщину и подобрал ее на свой импровизированный плот. Чем не история голливудского «Титаника»? Его и попутчицу спас экипаж с среагировала лайнера «Карпатия». После он долго лечился в Канаде на деньги компании, получив 200 долларов компенсации. Затем вернулся в Россию. «Слишком красивая история, чтобы быть правдой», — окрестили этот случай иностранные СМИ. У них есть повод для сомнений — ни в списках сели, ни в списках спасенных, ни даже в списках пациентов госпиталя, где он якобы находился, нет записи с его именем. Зато есть легенда, которая стала достоянием его родственников в Северной Осетии.

Благородство дворянина

Россияне были не только среди пассажиров, но и среди экипажа. Речь идет о летнем дворянине, отставного капитана Михаила Михайловича Садовского. За подвиги в русско-турецкой войне он был награжден двумя орденами Святой Анны 3-й и 4-й степеней, но героическое прошлое не спасло его от финансовых проблем. В 1911 году на светском приеме в Париже он познакомился с Исмей, директором-распорядителем компании «White Star», который порекомендовал его на место главного кассира «Титаника».

При гибели судна, ему как главному кассиру зарезервировали место в спасательной шлюпке, ведь на нем была касса и вся документация. Но он поступил как настоящий джентльмен: передал ценности и бумаги боцмана вместе со словами:

«Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 60 лет, и жить все равно осталось немного, деньги и без меня будут доставлены по назначению ».

А потом бросился помогать сажать женщин и детей в шлюпки. Свое место в лодке он отдал французской пассажирке третьего класса Жозефине де ля Тур. Она и сообщила семье Садовского о его судьбе — Михаил Михайлович в последний момент сунул ей в руку бумажку со своим домашним адресом.

Когда последние шлюпки спускали на воду, пассажиры видели его стояли на палубе с трубкой в ​​руке.

Российские евреи

Некоторые издания все же опубликовали неполные списки погибших. «Минское слово» вспоминает о 19 российских подданных, большая часть которых были евреями, которые отправились на заработки в Новый Свет. Вот некоторые имена: Симон Литман, Зельман Злоковский, Симон Вайсман, Зелина Кантор … Кстати, никакой женщины под именем Зелина Кантор значилось на «Титанике». Это пример неудачного перевода имени. По Зелин стоит Иешуа Кантор, который путешествовал вторым классом вместе с женой Кантор, Мириам. В ту ночь супруги развелись навсегда, Иешуа не выжил. Его тело фигурировало в списках под номером 283.

Среди российских евреев встречаются и темные лошадки.

В списках есть имя Давида Лившин, 25-летнего ювелира из России, основал часовой бизнес в Манчестере. Он купил билет под номером 374887, почему то на имя Авраама Хармер. К чему была эта конспирация — неизвестно. Возможно, ему не удалось перекупить билет с рук. Как и большинство пассажиров третьего класса, крах он не пережил.

«Бирма» спешила на помощь

Мало кому известно, что когда «Титаник» отправлял сигналы SOS или CQD (Come Quick, Danger) , среди других судов отозвался лайнер «Бирма», принадлежавший Российскому Восточно-Азиатского пароходству.

По словам капитана, «Бирма» находилась где-то в 100 милях от «Титаника», и корабль мог добраться до места катастрофы через 7:00 после получения сигнала SOS (23:45).

«Титаник» окончательно упал в воду около двух ночи. В 3:30 утра на помощь пострадавшим прибыла «Карпатия». «Бирма» не появилась даже до назначенного времени. Судно преследовали неудачи. Сначала они не сразу поняли, о котором корабли под аббревиатурой MGY говорится, а когда добрались до предполагаемого места катастрофы, путь им перекрыл айсберг. В конце концов, когда судно прибыло к месту гибели лайнера, «Карпатия» уже спасла тех, кого еще можно было спасти. Согласно судовому журналу «Бирмы», капитан корабля обратился к капитану «Карпатия», спросив, нужна ли им какая-то помощь. Ответ пришел не слишком деликатный: «Shut up» (Замолчи!), после чего Бирма вернулась на свой прежний курс.

Русская идея Джека Кэмерона

Прошел века, а крах «Титаника» продолжало будоражить умы людей. Трагедия вдохновляла, о нее снимали фильмы, писали тома книг, сочиняли стихи. Особенно подогревало интерес недоступность затонувшего судна, который опустился на 4 км в глубины океана. Только в конце XX века у людей появилась возможность добраться до него. Лидерами в погружениях к «Титаника» стали российские ученые с глубоководными аппаратами «Мир». Именно им принадлежат подводные съемки корабля, именно на «Мире» режиссеру Кэмерону пришла идея снять свой легендарный фильм-катастрофу. В 1991 году вместе с Анатолием Сагалевича, заведующим кафедрой глубоководных аппаратов, он погрузился к обломкам легенды, где между ними состоялся разговор: «Джек, — сказал Анатолий, — в последнее время я не видел ни одного нормального американского фильма. Покажи, как тогда, в 1912 году, люди плыли на «Титанике», как им это нравилось, как они потом вели себя во время катастрофы ».

«Да, наверное, ты прав, — ответил Кэмерон. Это будет история любви ».



Источник