Шифр Босха


Самый загадочный художник Северного Возрождения, возможно, всю жизнь держал фигу в кармане: в картинах благоверного католика зашифрованные убеждения тайного еретика. Как ты думаешь об этом современники, Босха наверное отправили бы на костер

KulturniyKod-0.jpg

Картина «Сад земных наслаждений»
Дерево, масло. 220 х 389 см
Годы создания: 1490-1500 или 1500-1510
Сохраняется в музее Прадо в Мадриде

Ерун ван Акен, который подписывал свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братство Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной хорошего католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI-XVII веков. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был сторонником катарской ереси.

Катары учили, что ветхозаветный Иегова, создатель материальной вселенной, — на самом деле Князь Тьмы, а материя — зло. Души обманутых им ангелов упали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, в которых еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько веков церковь искореняла распространилась по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни создания первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, считает Харрис — тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнации, и демоны соблазняют их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка — это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.

KulturniyKod-1.jpg

1 Христос . Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из пут материального. Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог являет Адаму созданную из ребра Еву, но Линда Харрис считает, что художник написал Христа, предупреждающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых — первая женщина.

KulturniyKod-2.jpg

2 Кошка с мышью . Зверек, попавший в зубы к хищнику, — намек на душе, оказавшихся в ловушке материального мира.

KulturniyKod-3-1.jpg KulturniyKod-3-4.jpg

KulturniyKod-3-2.jpg KulturniyKod-3-3.jpg

3 Сова . Хищная ночная птица, присутствует на большинстве картин Босха, — это Князь Тьмы, наблюдает, как люди снова и снова попадают в его сети.

KulturniyKod-4-1.jpg

4 Фонтан духовной смерти . Пародия на фонтан живой воды, образ с христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывают души с материей. На картине Босха в фонтан встроенная сфера — символ мира. Из нее выглядывает коварный создатель Вселенной в образе совы.

KulturniyKod-5-1.jpg

KulturniyKod-5-2.jpg

5 Люди . Амурные развлечения беззаботных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг — отсылка к популярному в те времена куртуазной сюжета «сад любви». Но катар увидит здесь души, отдаваемые низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «рая» в ожидании новых воплощений.

KulturniyKod-6-1.jpg

KulturniyKod-6-2.jpg

KulturniyKod-6-3.jpg

6 Жемчужина . В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносная ядро ​​из духовного мира, сохранено падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, поэтому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.

KulturniyKod-7.jpg

7 Музыкальные инструменты . Итальянский историк искусства Федерико Дзери считал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди — пленники материального мира.

KulturniyKod-8.jpg

8 Клубника . Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась увлекательным плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов — все они означают земные соблазны.

KulturniyKod-9.jpg

9 Хоровод всадников . Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души через земных страстей.

KulturniyKod-10.jpg

10 Древо смерти . Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, — высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.

Художник
Иеронимус Босх

Portrait_de_Bosch.jpg Между 1450 и 1460 — родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Дэн-Босс, в честь которого взял псевдоним Босх.
Около тысячи четыреста девяносто четыре или тысяча четыреста девяносто пять * — написал триптих «Поклонение волхвов».
в 1482 — женился на богатой аристократкой Алейда ван де Мервенне.
1486-1487 — вступил в братство Богоматери при соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.
1501- 1510 — создал картину «Семь смертных грехов», по одной из версий, служила столешницей.
1516 — умер (предположительно, от чумы), похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

* В датировке картин Босха существуют разночтения. «Вокруг света» здесь и далее приводит сведения с сайта музея Прадо, где находятся упомянутые в статье работы художника.



Источник ссылка