Путешествие от Москвы-реки к Волге


В 30-х годах прошлого века Москва-река сильно обмелела и жителям катастрофически не хватало питьевой воды.

3043090

Решение было найдено — нужно было просто прорыть канал к Волге. Однако времена шли тяжелые, поэтому на работах задействовали и труд сотен тысяч заключенных Дмитровлага. Результат — 22000 погибших зеков


1. Прорыть канал оказалось всё же делом непростым.

Разница в высотах Москвы-реки и Волги составляла более 200 метров, поэтому на всем протяжении этой водной «трассы» выстроены шлюзы, которые и до настоящего времени регулируют уровень воды в канале и позволяют проходить по нему всем судам.


2. Канал оказался совсем немаленький — 128 км.

Строили его 5 лет и часто — с помощью кирки и тачки..
Названный в честь Сталина, им же он и был переименован в канал имени Москвы.
Шлюзов на нём 11. Все они автоматические и все имеют одинаковые размеры шлюзовых камер  — 290 на 29 метров.


3. Путешествуя на теплоходе из Москвы можно детально разглядеть эти сооружения.

Каждое из них действительно произведение инженерной мысли тех времен…


4. Принцип работы довольно простой. Каждый шлюз — это по-сути плотина.

Судно заходит в камеру, ворота за ним закрываются, насосы откачивают воду, судно опускается до уровня воды дальше, выходные ворота открываются — и вперёд!


5. Всё вроде просто.

Но совсем непросто представить, что всё это возводилось более 80 лет назад.
Хотя кое-где следы времени очень хорошо видны…


6. Прилегающая территория к шлюзам перекрыта и охраняется.


7. Зашли. Стоим. Входные ворота подняли.

Теперь вода из канала в Волгу бурным потоком не пойдет.
Теплоход тихо вибрирует.


8. С широкой палубы теплохода сооружение кажется довольно хрупким.

Удерживать такое количество воды кажется очень сложным..


9. Насосы начинают откачивать воду.

Всё довольно быстро: теплоход на глазах снижается, позволяя рассмотреть стены камеры.


10. Каждое шлюзование — целое шоу.

В этом время на палубе масса людей, многи снимают. Реально интересное зрелище.


11. Всё мероприятие минут 20 и ворота открываются.

Выходите, пожалуйста!


12. Примерно так выглядит процесс, когда теплоход идет из Москвы.

В Москву — всё наоборот. В камеру нагнетается вода, поднимая судно до уровня выхода. Кстати, пассажирским судам на всём канале — предпочтение. Вот и тут «Невский» нас пропускает.


13. Входим в камеру.


14. Обратите внимание, насколько выше уровень воды за воротами впереди.

Я понимаю, что всё продумано и безопасно. Но всё равно жутковато.


15. Мне частенько говорят, что во мне есть задатки экстрасенса.

Так вот шлюзы, несмотря на их жизненную необходимость, места очень тяжелые…
Здесь немного пахнет сыростью и чувствуется тяжелая человеческая усталость.
Про погибших зеков правда. Многих хоронили рядом в общих могилах и даже без гробов…


16. Все эти ощущения многократно усиливаются ночью…


17. На охраняемой территории — никого.

Персонала не видно. Работает автоматика…


18.

19. Команда теплохода на подстарховке.


20. Расстояния до борта минимальные.

Сырые стены камеры можно потрогать руками…


21. Отвлечься можно слушая многочисленные споры пассажиров о видах насосов и принципах работы всей гидротехнической системы.

Особенно, когда товарищи поддадут и становятся супер-специалистами.


22. Снимать на длинной выдержке тяжело.

Теплоход покачивается, вибрирует.


23. За нами ворота закрылись.

Мы заперты в камере.


24. Вода уходит, Майюнчик в шоке — как это такой большущий корабль опускается вниз..


25. Ещё немного и выходим.

Теперь дышится легче…


Вечатляют и масштабы и тяжелая история. А главное — всё работает сейчас и будет работать после нас.

Источник



Источник