Последнее дело Холмса


3043090

Эта памятная табличка установлена ​​в нижней станции фуникулера, отвозящего разрешительных туристов Рейхенбахский водопад. Дело происходит в швейцарской деревне Мейринген.

В мая 1893 года года сэр Артур Конан Дойль с женой приехал в село Мейринген в швейцарских Альпах. Живой классик остановился в отеле Parkhotel Du Sauvage, что я с определенными трудностями могу перевести с французского как «Отель в диком парке». Желтая стена отеля просвечивает в левой части снимка. Сэр Артур находился не в лучшем настроении: он считал себя хорошим писателем разных приличных романов и рассказов, его интересовал технический прогресс и спиритические сеансы, и ему хотелось бы писать о чем-то серьезное, но публика требовала продолжения серии дешевых детективчик. Нетипичная ситуация, когда вымышленный герой оказывается сильнее породил его автора и начинает диктовать поэтому условия игры, раздражала очень. Пора было заканчивать с этим Шерлоком Холмсом так или иначе. Сэр Артур находился в задумчивости.

Так выглядел отель около ста лет назад. (Архивные фотографии здесь и далее взяты с сайта www.221b.ch , а цитаты из рассказов Конан Дойля я привожу голубым курсивом).

3. мая мы пришли в городок Мейринген и остановились в гостинице «Англия», которую в то время содержал Петер Штайлер-старший. Наш хозяин был человек толковый и прекрасно говорил по-английски, так как около трех лет прослужил кельнером в отеле «Гросвенор» в Лондоне. 4 мая, во второй половине дня, мы по его совету отправились вдвоем в горы с намерением провести ночь в селе Розенлау. Хозяин особенно рекомендовал нам осмотреть Рейхенбахский водопад, который находится примерно на половине подъема, но немного в стороне.

Конан Дойль, так же, как и я, впал в ступор от французского названия отеля и переименовал ее в «Англию». При этом уже, чтобы запутать следы, он придумал и новое имя ее хозяину. Я не смог найти настоящую фамилию хозяина отеля в 1891 году. Но Холмс с Ватсоном пришли именно сюда, не изволите сомневаться.
Прямо перед отелем находится замечательная церковь, скорее, часовня, построенная в 1867 году специально для английских туристов. Сейчас в ней музей Шерлока Холмса, в котором находится точная копия его комнаты на Бейкер-стрит и «настоящий» полицейский рапорт о смерти знаменитого сыщика.

Швейцария в те времена играла в жизни англичан такую ​​же роль, которую сейчас в жизни россиян занимают Египет и Турция: место дешевого и полезного отдыха для настоящих джентльменов. Правда, в отличие от современных отдыхающих, настоящие джентльмены любили чувствовать себя спортивными подтянутыми людьми. Целыми днями они разгуливали по окрестным горам и долинам, помахивая палочками и снимая шляпу-котелки при встречах. Швейцария была очень небогатой страной и выжимала максимум из этой любви к природе породистых людей богатой нации, во владениях которой никогда не заходило солнце. Пеший и другой туризм развивался опережающими темпами. Самыми надежными считались инвестиции в туристическую индустрию. Это привело, в частности, к невиданному расцвету фуникулерного дела. Впрочем, фуникулер в Мейринген запустили позже, в 1897 году Конан Дойль им еще не пользовался.

Вагон ничуть не изменился с момента первого пуска. Абсолютно аутентичная, разве что подреставрировав виз, поскрипывая и попискивая, как и сто лет назад, поднимает туристов Рейхенбахский водопад. Но Шерлок Холмс с Ватсоном ходили в гору пешком. Тоже спортивные были ребята.

Вот по этой тропинке они поднимались, вьющейся среди зелени. Село осталась внизу, к ней не менее часа хорошего хода. Скала дело — это уже чаша водопада. Оказывается, по ней на головокружительной высоте идет узкий козырек, не более метра в ширину, и без ограждения идти этим козырька было довольно страшно. Довольно страшно … Не сбросить ли неутомимого Холмса в водопад? Нет героя — нет проблемы. Через полгода эта мысль оформилась в «Последнее дело Холмса”.

Вагончик привозит к середине водопада. На самом верху перекинут мостик через поток, к нему ведет очень крутая тропа через лес. Еще выше мостиком находится ресторанчик. К домику уже можно подъехать на машине. А вокруг водопада везде только пешком.

Это — Поистине страшное место. Раздулся от тающих снегов горный поток падает в бездонную пропасть, и брызги взлетают из нее, словно дым из горящего здания. Ущелье, куда устремляется поток, окружено блестящими скалами, черными, как уголь. Внизу, на неизмеримой глубине, оно сужается, превращаясь в пенящийся, кипящий колодец, который все время переполняется и со страшной силой выбрасывает воду обратно, на зубчатые скалы вокруг. Непрерывное движение зеленых струй, с непрерывным грохотом падают вниз, плотная, что волнуется занавес водяной пыли, в непрерывном вихре взлетает вверх — все это доводит человека до головокружения и поражает его своим несмолкаемый ревом.

Кажется, что здесь автор чего-то загнул так, что ни разогнуть. Ну да, высота водопада 120 метров много, но, чтобы называть этот ручеек «страшным местом», надо иметь очень богатую фантазию. Однако не все очевидно. Я делал фотографии в июле. Снег-то уже давно растаял. А в мае, скорее всего, вся эта черная площадка внизу действительно вполне залита ревущий водой.

Рейхенбахский водопад каскадный — он в полной высотой около километра, как, впрочем, и все водопады в округе. И каскадов этих течение потока достаточно много. Эта фотография сделана с мостика над водопадом вверх по течению. Так у мостика стоит специальная табличка, указывающая, что, когда тает снег, видимых порогов в этом месте вообще нет. Просто мчится поток, и все камни залиты водой по самую макушку. Иногда мостик (прокручивая четыре фотографии наверх) заливает полностью и даже, кажется, случались года, когда поток его сносил. так что вполне возможно, что Конан Дойль действительно видел то, что описывал.

Отличные виды открываются с такой высоты. А этой деревне страшно повезло. Уж не похорони Конан Дойль героя своих произведений в Рейхенбахский водопад, и слава Мейрингена была бы куда меньше. Только за счет этого обстоятельства село так здорово разрослась.

Мы стояли у края, глядя в пропасть, где блестела вода, разбивают далеко внизу о черные камни, и слушали доносилось из бездны бормотание, похожее на человеческие голоса.

Карниз, куда вышли Холмс с Ватсоном, отмечен звездочкой. Место это неочевидное. Вагончик привозит на противоположную от карниза сторону, и мы все глаза проглядели в поисках заветной звездочки на скале, и так ее и не нашли. Чтобы облегчить вам эту задачу, я обвел эту звездочку красным кружочком.

Неочевидность нахождения звездочки и фильм Игоря Масленникова, в котором он, оказывается, споров большую отсебятину, что мало общего с настоящим местом действия, сыграли с нами злую шутку: на один карниз мы так и не пришли. Прошатался по крутым склонам часа полтора в тщетной попытке найти «ту самую площадку» (а площадок над обрывом, в основном бережно огороженных, там более чем достаточно), мы абсолютно выбились из сил и пришли практически обратно в вагончика, когда нам наконец ее показали. Сил снова карабкаться вверх, спускаться вниз, потом снова подниматься вверх, потом снова вниз уже не осталось. Палочки и котелка, к сожалению, мне не хватило до хорошей спортивной формы английского джентльмена. Остается надеяться на силу оптики.

И она не подводит.

Д орожка, по которой мы поднялись, проложена полукругом, чтобы дать туристам возможность лучше видеть водопад, но она заканчивается обрывом, и путнику приходится возвращаться той же дорогой, которой он пришел.

Фотография таблички рядом со звездой взята с сайта www.221b.ch

Отойдя немного, я оглянулся: Холмс стоял, прислонившись к скале, и, скрестив руки, смотрел вниз, на дно стремнины. Я не знал тогда, что больше мне не суждено видеть моего друга.

А так происходила схватка между Холмсом и Мориарти по мнению первого художника-иллюстратора. Обе картинки появились в самом первом издании рассказа в журнале Стрэнд в 1893 году.

Кадр из фильма 1995 года. Видно, что сценарист был введен в заблуждение современными поручнями. Мне почему-то кажется, что никаких поручней в 1891 году еще не было. Но в целом эта версия все равно намного ближе к теме, чем наша. Сравните:

Если посмотреть всю сцену, видно, что площадка в фильме Масленникова гораздо больше, чем в натуре, что, конечно, способствует более живописной и длительной схватке над пропастью. Сам водопад в Масленникова тоже гораздо живописнее оригинала. В советском фильме использовался Гегский водопад в Абхазии.

В любом случае, упасть с этого обрыва — большого ума не надо.

Звездочка на этом кадре — едва заметная точка у самого левого края фотографии.

Остальные можно рассказать в двух словах. Осмотр места происшествия, произведенный экспертами, не оставил никаких сомнений в том, что схватка между противниками кончилась так, как она неизбежно должна была закончиться при данных обстоятельствах: видимо, они вместе упали в пропасть, так и не разжав смертельных объятий. Попытки отыскать трупы были немедленно признаны безнадежными, и там, в глубине этого страшного котла кипящей воды и бурлящей пены, навеки остались лежать тела опаснейшего преступника и искуснейшего поборника правосудия своего времени.

В принципе, если все пространство внизу заполнено водой, литературный источник вполне правдоподобен. Действительно, на узком карнизе без перил и просто так стоять опасно, не то что драться. Но как же тела не вынесло потоком в село? На это у меня есть объяснение. Фуникулер идет вдоль всей реки, и я обратил внимание, что в нижнем течении она полна глубоких водоворотов и перекатов. Любой крупный предмет, попавший в поток, неизбежно застревает в одном из водоворотов, пока не разобьется об острые камни на мелкие кусочки. Службы спасения в те времена еще не парились по поводу каждого великого сыщика, который упал в водопад, и чаще там непролазная и довольно опасна. Будут швейцарские крестьяне искать каких-то английских туристов, как же. Утонули, так утонули, и ничего здесь обсуждать. Рапорт полицейский является, в музее лежит.

Так, ну ладно, как Шерлок Холмс погиб, мы уже поняли. А как он воскрес?

В вашем живописном отчете о моей трагической гибели, который я с большим интересом прочитал несколько месяцев назад, вы утверждаете, что стена была совершенно отвесной и гладкой. Это не совсем так. В скале есть несколько маленьких выступлений, на которые можно было поставить ногу, и, кроме того, по некоторым признакам я понял, что немного выше в ней имеется выемка … Утес так высок, что вскарабкаться на самый верх было явно невозможно, и так же невозможно было пройти по сырой тропинке, не оставив следов. Правда, я мог бы надеть сапоги задом наперед, как я не раз вступал в подобных случаях, но три пары отпечатков ног, идущих в одном направлении, неизбежно привели бы в голову об обмане. Так что лучше рискнуть на подъем. Это оказалось не так-то легко, Ватсон. Подо мной ревел водопад. Я не владею горячим воображением, но, клянусь вам, мне казалось, что ко мне доносится голос Мориарти, взывающий ко мне из бездны. Малейшая ошибка могла стать роковой. Несколько раз, когда пучки травы оставались у меня в руке или когда нога скользила по влажным уступам скалы, я думал, что все кончено. Но я продолжал карабкаться вверх и наконец дополз до расселины, довольно глубокой и поросла мягким зеленым мхом. Здесь я мог вытянуться, никем не видимый, и отлично отдохнуть. И здесь я лежал, в то время, как вы, мой милый Ватсон, и все те, кого вы привели с собой, пытались весьма трогательно, но безрезультатно восстановить картину моей смерти.

Эти строки появились в 1904 году, через 11 лет после прогулки автора к Рейхенбахский водопад. Нет сомнения, фотографий местности в Конан Дойля не было. Иначе он такого не написал. Там есть ущелье, но не над площадкой, а в сторону от нее, и поместиться человеку в этом ущелье невозможно. Еще более фантастической выглядит версия Масленникова: якобы Холмс зацепился за выступ под карнизом. Во-первых, этого выступления физически нет. Во-вторых, эта гипотеза входит в противоречие с кадром фильма, в котором Ватсон ложится на площадку и свешивает голову вниз в водопад. Или не увидеть Холмса в такой позиции он никак не мог.

С этим разочарованием мы и ушли из Мейрингена. Мне, если честно, так хотелось верить в то, что все, рассказанное Конан Дойлом, правда. Но нет, оказывается, не все. Воскреснуть Холмс, к сожалению, не мог. Бедный автор, как же его задолбали поклонники таланта, пришлось уступить принципу правдоподобия, только чтобы его оставили в покое. С другой стороны, он мог бы и не убивать Холмса, не пришлось бы и воскрешать. Так что сам он во всем виноват.

Собственно, на этом можно было бы и закончить. Но на закуску я приведу еще несколько фотографий:

По дороге с Мейрингена я остановился на шоссе, чтобы снять другой каскадный водопад. К сожалению, дымка помешала сделать этот кадр лучше. Высота каждого каскада наверное много больше сотни метров.

Те же каскады на десятикратном увеличении.

А это архивный кадр, сделанный перед церковью в Мейрингине. На открытие памятника Шерлоку Холмсу съехались (слева направо) доктор Ватсон, профессор Мориарти, дочь Артура Конан Дойля, которую зовут Dame Jean Conan Doyle, неизвестная мне женщина, возможно, из местного бомонда и, разумеется, сам большой и непревзойденный главный герой саги. Ватсон мне кажется каким-то дураком, а Мориарти слишком плотный, чтобы так беззаветно биться над водопадом. Но, что выросло, то выросло.

Кстати, на памятнике Холмсу (второй кадр репортажа) зашифрованы в виде пиктограмм все шестьдесят рассказов о нем. На табличке написано, что некоторые пиктограммы очень легко найти, а некоторые очень сложно. Я был расстроен тем, что, несмотря на все свои усилия, я не нашел ни одной пиктограммы. Оставляю это занятие тем, кто придет в это место вслед за мной.



Источник