Поездка на край земли: величественная Камчатка

Камчатка … Один из самых привлекательных для любителей природы районов не только России, но и мира. Такая вишенка на вкусное торте. Мечта посетить этот край витала в воздухе давно. И путешествия по России только раззадоривали ее. Однажды, «когда сил терпеть уже не было», родилось спонтанное решение лететь на Камчатку.

Разобравшись с возникающими организационными сложностями, касающиеся преимущественно вопросов доставки наших бренных тел на полуостров, мы стали ждать будущего и уже распланированного происшествия. Ждали полгода.

И вот наступил августа 2016 года. Собрали рюкзаки, туристические снасти и другие вещи, которые могли бы пригодиться в путешествии, потому формат тура предусматривал не «овощной» отдых на знаменитых пляжах г.Петропавловске-Камчатского, а активное ползание вверх, плавание вниз, тесное общение с медведями и другие интересные на вулканах, реках и в лесах Камчатки.
Уже на подлете к столице Камчатского края через иллюминаторы самолета открывался фантастически вид на океанский залив и близрасположенных вулканы. Как говорится, вечер переставал быть томным.
В первый день нас разместили в общежитии Камчатского педагогического колледжа. Утром надо было забыть на время о благах цивилизации — жить предполагалось в палаточном лагере среди лесов и вулканов.

С самого утра за нами приехал транспорт для доставки на первое место базирования … Здесь нужно сделать небольшое лирическое отступление, так как тема транспорта требует отдельного освещения. Дело в том, что с дорогами на Камчатке большая беда. Соответственно, возникают определенные сложности с доступностью главных природных достопримечательностей. Дорог нет, а если они и есть, то весьма условны. Если Вы захотите в индивидуальном порядке посетить величественный вулкан или горную реку, то, скорее всего, у Вас ничего не получится. Вы не сможете купить билет на автобус и добраться до нужного места … Все нужные места находятся на достаточно приличном расстоянии от населенных пунктов и региональной дорожной сети. Для доставки туристов к местам единения с природой используются т.н. «Вахтовка». Такие себе вагончики на базе ГАЗа или Урала. Этот шедевр инженерной мысли проходил в таких местах, при виде которых невооруженный человеческий глаз начинает усиленно дергаться. Причем угол подъема или спуска часто имеет весьма условное значение.

И именно такой, с позволения сказать, автомобиль предстал перед нашим взором в тот погожий августовский утро. Погрузив свои вещи, мы отправились в увлекательное путешествие по бездорожью продолжительностью около четырех часов. Когда прибыли на место, нас обеспечили палатками и спальниками. Через полчаса в чистом поле рядом с небольшим ручьем возник наш лагерь. В непосредственной близости располагалось точно такое же туристическое поселение. Огромное значение данного факта открылось нам чуть позже …

А пока к делам текущим. Немного перекусив, мы снова погрузились в нашу вахтовка. С собой небольшие рюкзаки, теплую одежду на всякий случай и вода. Надо было восхождение на вулкан Горелый. Он уже не действует и в его кратере располагается кислотное озеро. Именно его, а также панорамные виды с высоты мы должны были увидеть, поднявшись на вершину. Проводником наверх нам был назначен молодой парень Евгений. Он был одет в относительно легкую спортивную куртку и спортивные штаны. Этот образ несколько отличался от тех инструкций, которые нам регулярно давали, рассказывая о путешествиях по вулканам. Там могло быть холодно, ветрено и сыро. Поэтому форма одежды нашего проводника с одной стороны вызвала недоумение, а с другой — давала надежду на относительную легкость затеянного мероприятия.
Но в наши планы по любования красотами вулканического озера вмешалась крайне непредсказуема и изменчива камчатская погода. Она считала нужным испортиться. На вулкан опустился густой туман и начался сильный ветер. Здесь мы вспомнили все предупреждения о необходимости брать теплую одежду. Мы также осознали, что туман не просто непонятная субстанция молочного цвета, а еще и осадки, вполне себе мокрые. И чем он гуще, тем мокрее. Каждые сто метров взбирания вверх добавляли нам густоты тумана и силы ветра.
Уже к середине пути все были насквозь промокший, а видимость становилась все меньше и меньше. Периодически приходилось останавливаться и ждать, когда из тумана подсоберется группа ежиков.

После каждого краткосрочного отдыха мы неизменно слышали фразу Евгения «Ребята, пойдем!». Все чаще стали раздаваться ропот и вопрос «Долго еще?».
Наше героическое восхождение, что есть в буквальном смысле подлинным стихии, прекратилось довольно резко. В какой-то момент Евгений сказал остановиться. Как оказалось, мы достигли кратера вулкана. В нем должно было располагаться красивое озеро. Но видели мы только ближайшего товарища в паре метров и туман, буквально извергает под воздействием ветра прямо из кратера. Посмотрев на эту печальную картину, мы мысленно поставили в своем грандиозном плане первую галочку и пошли на спуск, пока кого-то ветром не сдуло в возможно красивое озеро. Вернувшись в лагерь нам оставалось бурно обсуждать прошедший день и надеяться на хорошую погоду.

Очередное приключение ждало нас на заре третьего дня. Жители лагеря были разбужены выстрелами из ракетницы и карабина. Вылезли из палаток людей открылась замечательная картина — нас посетили местные. С требованием еды. Те, которые носят бурыми и косолапость.

Позволим себе еще одно лирическое отступление. На Камчатке Куда повернись попадешь в какой-нибудь национальный парк или заповедник, в которых медведей убивать нельзя. Единственная защита — отпугивать их громкими звуками, ракетницами и другими подручными инструментами. А они, в свою очередь, пользуясь ситуацией, ведут себя как настоящие хозяева тайги. И вот здесь нужно обозначить значение находился неподалеку лагеря — он отделял нас от лесополосы, откуда и пришли медведи. И именно он принял на себя основной удар в виде порванной палатки. Надо сказать, это только в первую ночь появление медведя вызвало переполох и смятение. Впоследствии визиты этих забавных зверушек, которые стали регулярными, воспринимались чуть ли не как обыденность. Доходило до того, что, проснувшись от шума выстрелов ракетницы и поняв обстановку, мы просто переворачивались на другую сторону и продолжали спать. За это время мы четко усвоили, что ни в коем случае нельзя оставлять на ночь пищу в палатке, что в темное время перемещаться по лагерю можно только группами, уксус, политый на ночь на палатку, может уберечь от незваных гостей.

Вернемся к нашим восхождений. В третий день по плану мы должны были подняться еще на один вулкан — Мутновская сопка, именуемая в народе Мутновка. После Горелого мы ожидали чего угодно и были готовы ко всему. Но на этот раз погода решила нас не испытывать, было хорошо и ясно. Поэтому покорения новой высоты далось на удивление легко. И фраза «Ребята, пойдем!» уже не вызывала бывшего трепета. И за свое бодрое настроение мы были вознаграждены. Раскрылся на вершине вид поистине поражал воображение. С одной стороны живописные горы, с другой — парят фумаролы, россыпи серы, с третьей — бурлящий гейзер. Мутновский вулкан называют Долиной гейзеров в миниатюре. Пейзажи настолько впечатляющие, что можно встать на одном месте и, разворачиваясь на 360 градусов, непрерывно фотографировать. На вершине ощущался запах сероводорода. Поэтому нас проинструктировали, что при прохождении фумарол задерживаться и дышать не стоит, потому что это не очень полезно.

После такого впечатляющего и удачного восхождения наш путь лежал далеко в тайгу на лесные горячие источники. Купаться. По дороге нашу вахтовка восторженно снимали на камеры иностранные туристы, то тут, то там попадались нам. Столь большую популярность для съемок видеороликов наш транспорт вызвал манерой преодоления возникающих препятствий, которая, как казалось, время противоречит законам физики. Вдоволь набарахтавшись в горячих источниках и приняв грязевые ванны, мы, вдохновленные, отправились в лагерь, где нас ждал отдых и вечерние посиделки

Четвертый день по сравнению с предыдущими был относительно легкий. Посетили пещеры, поели ягод. Вечером мы имели разобрать лагерь и выдвинуться для ночевки на турбазу.

Далее по плану шла резкая смена досуга. Мы оставляем на время огнедышащие горы и отправляемся в трехдневный сплав на рафтах по реке с красноречивым названием Быстрая. В программе дневные переходы по воде, разбивка лагеря для ночлега, рыбалка. По рассказам наших проводников и участников предыдущих групп мы должны посетить глухие заповедные места, где косолапых друзей как белок в московском парке. И количество встречаются зверей за время этого перехода может исчисляться десятками.
Утро пятого дня пребывания на Камчатке встретило хорошим дождем. Собственно под этим прохладным душем мы и отправились покорять водные пути полуострова. В качестве капитана нашего рафта нам определили уже хорошо знакомого Евгения. Сама прогулка не предполагала труда и прохода архисложных порогов. Это плавание по течению реки с преодолением некоторых препятствий, а также усиленной греблей всей командой для скорости и от скуки. Наш рулевой оказался весьма умелым в управлении. Если на других лодках была видна бурная работа, особенно при прохождении препятствий, то Евгений мог сделать пару гребков и лодка плыла туда, куда надо и так, как надо. Его отношения с рекой настолько гармоничны, что он мог позволить себе лечь на борт рафта и вздремнуть. При этом в нужный, только ему известный, момент, он вскакивал и делал те же пару гребков. Когда нам становилось скучно, мы начинали усиленно грести, чтобы догнать другие плоты или обогнать их, или просто играли в города. Вообще с учетом увиденного единогласным мнением экипажа нашего рафта Евгений признан лучшим капитаном.

За эти дни мы дважды разбивали лагерь для ночевки, занимались рыболовством, естественным результатом которой было приготовление и поедание вкусной наваристой ухи. Ну и, конечно, коллективные и индивидуальные фото с забрели на огонек мишками, а также вечерние посиделки у костра.

https: //www.youtube.com/watch? Time_continue = 1 & v = i3tC43md …

Во второй половине седьмого дня мы отважно завершили сплав и направились на уже традиционный отдых в горячих источников в место под названием Малки. Следующие два дня оказались отдыхом перед последним рубежом … Почти курорт. Мы съездили на водопад, покупались в термальных бассейнах. На девятый день отправились в прогулку по морю-океану. Программа предусматривала путешествие по акватории Авачинского залива, который, как оказалось, является крупнейшим в мире, а также болтание на пороге Тихого океана. В ходе экскурсии попробовали знаменитого камчатского краба, морских ежей, ухи из красной рыбы. Устроили нам и рыбалку. Кроме нескольких морских ершей наша группа отметилась задержанием настоящего осьминога, причем достаточно велика. На поверку оказалось, что красиво он выглядит только в воде. Когда осьминог был извлечен на борт, то превратился в бесформенную массу с щупальцами.

После катаний по морской акватории мы направились в заключительную точку нашего путешествия — к подножию Авачинского вулкана. Некоторые горячие головы говорят, что если ты не вылез на вершину Авачи, то и на Камчатке не был. И чтобы к нам это не касалось, его посещение было обязательным пунктом программы. Высота данного вулкана составляет 2741 метр. Причем, как правило, при достижении отметки в 2000 метров группы разделяются — может, идет дальше, другие спускаются.
К вулкана мы прибыли вечером накануне запланированного подъема. На фоне ясного неба его разноцветные, состоящие из различных лавовых пород, склоны представляли поистине волшебное зрелище. Около 8 утра десятый день после завтрака наша группа вышла покорять эту привлекательную вершину. Опять же успешное восхождение на Мутновский вулкан и экстремальный опыт вулкана Горелого добавляли уверенности в посильности поставленной задачи. Но природа решила завершить наше путешествие по-своему. Подъем казался несложным, не сложнее тех, что уже были в нашем активе. Однако снова, как и в первый раз, погода сказала свое слово. Вулкан резко покрылся густым туманом, поднялся сильный ветер. История повторилась. Мы быстро превратились в мокрых, замерзших ежиков в тумане. По мере восхождения туман становился все гуще, с видимостью 1-2 метра, а ветер все сильнее.

Покорители вершин с нашей и других групп потихоньку стали возвращаться, не дойдя даже до отметки в 2000 Уже ближе к этому заветному рубежу ветер достигал ураганных значений. В метеосводки, которые были изучены позже, значилось, что его скорость в тот период составляла около 25 м / с. Только самые отчаянные продолжали путь наверх. Те, кто шел впереди, успели достичь высоты 2000, нас же инструкторы отловили в нескольких десятках метров от нее … Подъем запрещен в связи с угрозой жизни — одно неосторожное движение, один сильный порыв ветра и человека может сдуть в обрыв. Собственно, дальнейшие события представляли собой вылов еще идут туристов, поиск пропавших членов группы, если таковые были, веселый, задорный спуск по шаткому склона. С этой суеты потерялся итальянец, который, вероятно, решил устроить себе очередные невероятные приключения в России. По крайней мере, руководитель их группы искал. Спустились мы очень быстро. Все наше пребывание на вулкане с достижением 2000 м и спуском заняло чуть больше 4:00. Уж очень хотелось вернуться теплую хорошую погоду. В обычные дни подъем на самую вершину занимает 5-8 часов, спуск — около 3:00.

Спустившись, мы оказались под приятно греет солнце, а где-то наверху виднелась гора, наполовину скрытая в тумане, который внешне ничем не выдавал свою истинную природу. Как сказали нам инструкторы, лишь один из десяти подъемов на АВАЧА завершается неудачей из-за погодных условий. Ну что ж, значит мы оказались теми редкими счастливчиками, которые умудрились дважды за 10 дней стать на путь экстремального преодоления стихии. И, несмотря ни на что, при всей условности галочки «Авачинский вулкан», это приключение доставило немало незабываемых положительных эмоций.

На этом наши мытарства по Камчатке завершились. Мы не сидели на месте, со всеми своими вещами и пожитками колесили по юго-восточной части полуострова. Удалось нам ответить на вопрос «Что такое Камчатка»? Сложно сказать. Камчатка является замечательный уголок планеты Земля с фантастической природой. Невозможно остаться равнодушным к величественным вулканов, бурных реках, грозным и невозмутимым медведям, топочущим прямо в твоей палатки … К шуму воды и ветра, в звенящей тишине утром. Невозможно остаться равнодушным к людям, которые живут на этом краю света, любящим природу и дух Камчатки, людям дела, мало кто говорит и много делает. Проведя необычные 10 дней, мы зарядились эмоциями, познакомились с интересными и душевными людьми, сделали около 1500 фотографий живописных пейзажей … Мы вернулись, но оставили должок на Камчатке — Авачинский вулкан …
P.S. При обсуждении красот и особенностей Камчатки у участников нашей группы возник резонный вопрос — как же называют задние парты в школьных классах в Камчатском крае. Ведь они и так априори все находятся на Камчатке. После допроса с пристрастием местных жителей выяснилось, что, как и во всей России, их называют «на Камчатке». Даже неинтересно.