Пещерные храмы Эллоры (Ellora Caves)


3043090

Показывая вам этот объект, очередной раз удивляюсь и очередной раз как то даже не верится , что давным давно могли построить такие величественные сооружения. Сколько же труда, сил и энергии было вложено в эти скалы!

Наиболее посещаемый древний памятник Махараштры — пещеры Эллоре, которые находятся в 29 км к юго-западу от Аурангабада, возможно, расположены не в столь впечатляющем месте, как их древние сестры в Аджанте, но удивительное богатство их скульптуры полностью компенсирует этот недостаток, и их ни в коем случае нельзя пропустить, если вы держите путь в Мумбаи или Мумбаи, который находится в 400 км к юго-западу. Всего 34 буддистских, индуистских и джайнских пещеры — некоторые из которых создавались одновременно, конкурируя друг с другом — опоясывают подножия, протянувшийся на два километра скалы Чамадири (Chamadiri) в том месте, где он переходит в открытые равнины. Главная достопримечательность этой территории — гаргантюанских размеров храм Кайлаша — поднимается вверх с огромной, с отвесными стенами впадины в склоне холма. Наибольший монолит мира, этот невероятно огромный кусок твердого базальта превращен в живописное скопление взаимопересекающихся залов с колоннадами, галерей и священных алтарей. Но давайте обо всем подробнее …

Храмы Эллоры возникли в эпоху государства династии Раштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть Индии. В средневековье многие считали государство Раштракутов крупнейшим государством, его сравнивали с такими мощными государствами, как Арабский халифат, Византия и Китай. Мощными индийскими правителями в то время были Раштракутов.

Пещеры были созданы в период с 6 по 9 века нашей эры. Всего в Эллоре существует 34 храма и монастыря. Внутреннее убранство храмов не столь драматично и много, как в пещерах Аджанты. Однако здесь присутствуют изящные скульптуры более красивой формы, наблюдается сложный план и размеры самих храмов больше. И все памятники гораздо лучше сохранились до наших дней. В скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порой достигала 40х40 метров. Стены мастерски декорированы рельефами и каменными скульптурами. Храмы и монастыри создавались в базальтовых холмах в течение полтысячелетия (6-10 века нашей эры). Также характерно и то, что строительство пещер Эллоры начали примерно тогда, когда святые места Аджанты были заброшены и потеряны из виду.

В XIII веке по приказу раджи Кришны был создан пещерный храм Кайласантха. По вполне конкретным трактатов о строительстве сводился храм, в них было до мельчайших подробностей изложены все. Между небесными и наземными храмами промежуточным должен был стать Кайласантха. Своего рода воротами.

Размеры 61 метр на 33 метра имеет Кайласантха. 30 метров высота всего храма. Кайласантха создавали постепенно, начали вырубать храм с верхней части. Сначала вырыли траншею вокруг глыбы, которая впоследствии превратилась в храм. В ней прорубили отверстия, позже это будут галереи и залы.

Путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы был создан храм Кайласантха в Эллоре. Из этого можно судить, что те, кто создавали план этого храма, имели большой фантазией. Черты дравидском стиля демонстрирует Кайласантха. Это можно увидеть и в воротах перед входом Нандин, и в самом контуре храма, который постепенно сужается к верху, и по фасаду с миниатюрными скульптурами в виде декора.

Все индусские сооружения расположены вокруг выдающегося храма Кайлаш, который олицетворяет священную гору Тибета. В отличие от спокойного и более аскетического отделки буддийских пещер, индуистские храмы обработанные заметной и яркой резьбой, очень характерно для индийской архитектуры.

Около Ченнаи в Тамилнанде находится храм Мамалллапурама, с его башнями имеет сходство башня храма Кайласантха. Их строили примерно в одно время.

В построение храма вложены невероятные усилия. В колодце 100 метрового в длину и 50 метрового шириной стоит этот храм. В Кайласанатха основание не только трехъярусный монумент но и огромный комплекс с двором в храм, портиками, галереями, залами, статуями.

Цоколем в 8 метров заканчивается нижняя часть, фигурами священных животных слонов и львов он опоясан со всех сторон. Фигуры охраняют и в то же время поддерживают храм.

Первоначальной причиной, по которой это весьма отдаленное место стало центром такой активной религиозной и художественной деятельности, стал живой караванный путь, который пролегал здесь, сочетая цветущие города на севере и порты западного побережья. Прибыль от выгодной торговли поступала на строительство святилищ этого выдалбливают в камне в течение пятисот лет комплекса, начатого в середине 6 в. н. е., примерно в то же самое время, когда была заброшена Аджанта, расположенная в 100 км к северо-востоку. Это был период упадка буддийской эры в центральной Индии: к концу 7 ст. снова начался подъем индуизма. Возрождение брахманизма набирало силу в течение трех последующих веков при покровительстве королей Чалукья (Chalukya) и Раштракутов (Rashtrakuta) — двух мощных династий, благодаря которым была выполнена большая часть работ в Эллоре, включая создание храма Кайлаша в 8 в. Третья и последняя стадия взлета строительной деятельности на этой территории пришлась на конец первого тысячелетия новой эры, когда местные правители обратились от шиваизма к джайнизма направления дигамбаров. Небольшая кучка менее выдающихся пещер к северу от основной группы стоит как напоминание об этой эпохе.

В отличие от одиноко расположенной Аджанты, Эллоры не избежала последствий фанатичной борьбы с другими религиями, сопровождающая пришествия к власти мусульман в 13 в. Худшие крайности делались во время правления Аурангзеба, который в припадке благочестия приказал систематически разрушать «языческих идолов». Хотя Эллора и поныне носит шрамы того времени, большая часть ее скульптуры осталась чудесным образом нетронутой. Тот факт, что пещеры были вырублены в твердых скалах, вне зоны влияния муссонных ливней, определил их сохранения в прекрасно хорошем состоянии.

Все пещеры пронумерованы, примерно по хронологии их создания. Номера от 1 до 12 в южной части комплекса являются самыми старыми и датируются начиная от буддийской эры Ваджрайяна (Vajrayana) (500-750 гг. Н. Э.). Индуистские пещеры под номерами от 17 до 29 строились одновременно с более поздними буддийскими и датируются периодом между 600 и 870 гг. Нашей эры. Расположены севернее джайнские пещеры — номера от 30 до 34 — выдалбливают из 800 г. нашей эры до конца 11 в. За преклонного характера склона холма, большая часть входов в пещеры отодвинуто от уровня земной поверхности и находится позади открытых двориков и больших веранд с колоннами, или портиков. Вход во все пещеры, кроме храма Кайлаша, бесплатный.

Чтобы сначала увидеть старые пещеры, поверните направо от автомобильной парковки, куда прибывают автобусы, и идите вдоль главной дорожки к Пещере 1. Отсюда постепенно продвигайтесь дальше на север, не поддаваясь соблазну пойти к Пещере 16 — храма Кайлаша, обзор которого лучше оставить на потом, когда в конце дня выедут все туристические группы, а длинные тени, отбрасываемые солнцем, оживят его поразительную каменную скульптуру.

Искусственные пещеры в скалах, разбросанные по вулканическим холмах северо-западного Декана, являются одними из самых удивительных религиозных монументов Азии, если не всего мира. Варьируя от крошечных монашеских келий к колоссальным, тщательных храмов, они замечательны тем, что были вырублены вручную в твердом камне. Ранние пещеры 3 ст. до н. е., похоже, были временными убежищами буддийских монахов, когда проливные муссонные дожди прерывали их путешествие. Они копировали предыдущие деревянные сооружения и финансировались купцами, для которых бескастовая новая вера стала привлекательной альтернативой старому, дискриминационной общественного порядка. Постепенно, вдохновленные примером императора Ашоки Мауро, местные правящие династии также стали обращаться в буддизм. Под их покровительством, в течение 2 ст. до н. е., в Карли, Бхаджа и Аджанте были созданы первые крупные пещерные монастыри.

В это время в Индии преобладала аскетическая буддийстская школа тхеравада. Закрытые монашеские общины мало взаимодействовали с внешним миром. Пещеры, созданные в эту эпоху, представляли собой в основном простые «молитвенные залы» (chaityas) — длинные, прямоугольные апсидальной палаты с цилиндрическими сводчатыми крышами и двумя низкими проходами с колоннами, мягко изогнутыми вокруг задней части монолитной ступы. Будучи символами просветления Будды, эти полусферические могильные курганы были главными центрами поклонения и медитации, вокруг которых общины монахов осуществляли свои ритуальные обходы.

Методы, используемые при создании пещер, мало изменились на протяжении веков. Сначала на переднюю часть скалы наносили основные размеры декоративного фасада. Затем группы каменщиков вырубали грубую дыру (которая впоследствии становилась элегантным окном чайтьи в форме подковы), через которую они врезались дальше в глубину скалы. По мере того, как рабочие добирались до уровня пола, используя при этом тяжелые железные кирки, они оставляли куски нетронутой скалы, искусные скульпторы потом превращали в колонны, молитвенные фризы и ступы.

К 4 ст. н. е. школа Хинайяна стала уступать место более склонной к роскоши школе Махаяны, или «Большой Колесницы». Больший акцент этой школы на постоянно увеличивается пантеон божеств и бодхисаттв (милостивых святых, откладывали собственное достижение Нирваны, чтобы помогать человечеству в его продвижении к Просветлению) высказался и в изменении архитектурных стилей. Чайтьи были вытеснены пышными монастырскими залами, или Вихар, в которых монахи и жили, и молились, а изображение Будды приобрело большую значимость. Заняв место, где раньше в конце зала стояла ступа, вокруг которого совершались ритуальные обходы, появилось колоссальное изображение, которое несло в себе 32 характеристики (lakshanas), включая длинные висячие мочки ушей, выпуклый череп, завитки волос, отличающие Будду от других существ. Искусство Махайяны достигло пика в конце буддийской эпохи. Создание большого каталога тем и образов, содержащихся в древних рукописях, таких как джатаки (легенды о предыдущих воплощениях Будды), а также представленных на удивительных, вызывают чувство благоговения образцах настенной живописи в Аджанте, возможно, частично объяснялось попыткой подогреть интерес к вере, к тому времени уже начала угасать в этом регионе.

Стремление буддизма соперничать с возрождаются индуизмом, который сформировался в 6 в., В конце концов привело к созданию внутри Махаяны нового, более эзотерического религиозного движения. Направление Ваджрайана, или «Громова Колесница», подчеркивая и утверждая творческий принцип женского начала, шакти; в тайных ритуалах здесь использовались заклинания и магические формулы. Однако, в конечном итоге, такие модификации оказались в Индии бессильными перед лицом возрожденной привлекательности брахманизма.

Следующая переноса королевского и народного заступничества в новую веру лучше очевиден на примере Эллоры, где в течение 8 ст. многие из старых Вихар были переработаны в храмы, а в их святилищах поселились отполированные шивалинги вместо ступ или статуй Будды. Индуистская пещерная архитектура, с ее тяготением к драматической мифологической скульптуре, получила свое высшее выражение в 10 в., Когда был создан величественный храм Кайлаша — гигантская копия сооружений на поверхности земли, которые уже стали заменять вырубленные в скалах пещеры. Именно индуизм вынес главный удар фанатичного средневекового преследования других религий исламом, воцарилась в декану, а буддизм к тому времени уже давно переместился в сравнительно безопасные Гималаи, где процветает и поныне.

Буддийские пещеры расположены по бокам пологой выемки в склоне горы Чамадири. Все, кроме Пещеры 10 является Вихар, или монастырскими залами, которые монахи сначала использовали для обучения, медитации в одиночестве и совместных молитв, а также для таких мирских занятий, как еда и сон. По мере того, как вы будете по ним проходить, залы будут постепенно становиться все более впечатляющими по размеру и стилю. Ученые приписывают это подъема индуизма и необходимости соперничества в стремлении добиваться покровительства властителей с более успешно настраивают на благоговейный порядок шиваитской пещерными храмами, которые выкапывались так близко по соседству.

Пещеры от 1 до 5
Пещера 1, которая, возможно, была зернохранилищем, так как ее самый большой зал представляет собой простую, лишенную украшений Вихар, в которой размещаются восемь маленьких келий и почти нет никакой скульптуры. В гораздо более впечатляющей Пещере 2, большую центральную палату поддерживают двенадцать массивных колонн с квадратными основаниями, а вдоль боковых стен сидят статуи Будды. По бокам ведущего в алтарный помещения входа возвышаются фигуры двух гигантских дварапала, или стражников ворот: необычно мускулистого Падмапани, бодхисаттвы сострадания с лотосом в руке, слева, и богато украшенного драгоценностями Майтрейи, «Будды грядущего», справа. Оба сопровождают супругов. Внутри самого святилища на троне в виде льва сидит величественный Будда, который выглядит более сильным и решительным по сравнению со своими беспечными предшественниками в Аджанте. Пещеры 3 и 4, которые немного старше и похожи по дизайну из пещеры 2, находятся в довольно плохом состоянии.

Известная под названием «Махарвада» (так как во время муссонных дождей в ней скрывалось местное племя Махар), Пещера 5 представляет собой крупнейшую в Эллоре одноэтажное Вихар. Ее огромный, 36 м длиной, прямоугольный зал для собраний, говорят, использовался монахами в качестве трапезной, в ней протянулись два ряда скамеек, вырубленных в камне. В дальнем конце зала, вход в центральное святилище охраняют две прекрасных статуи бодхисаттв — Падмапани и Ваджрапани ( «Владельца Грома»). Внутри сидит Будда, на этот раз на возвышении; его правая рука касается земли делая жест, указывающий на «Чудо Тысячи Будд», которое Учитель сделал, чтобы смутить группу еретиков.

Пещера 6
Следующие четыре пещеры были вырыты примерно в одно время в 7 в. и является всего лишь повторением своих предшественников. На стенах вестибюля в дальнем конце центрального зала в Пещере 6 находятся знаменитые и прекрасно выполненные статуи. Тара, жена бодхисаттвы Авалокитешвары, стоит слева, с выразительным, доброжелательным лицом. На противоположной стороне расположилась буддийская богиня учения Махамаюри (Mahamayuri), изображена с символом в виде павлина, перед ней за столом сидит прилежный ученик. Очевидна параллель между Махаюри и соответствующей ей индуистской богиней знания и мудрости Сарасвати (мифологическим средством передвижения последней, правда, был гусь), которая наглядно показывает, до какой степени индийский буддизм 7 ст. заимствовал элементы соревнуется с ним религии в попытке возродить свою собственную ослабла популярность.

Пещеры 10, 11 и 12
Вырытая в начале 8 в. Пещера 10 является одним из последних и наиболее величественных залов чайтья в пещерах Декана. Слева от нее большой веранды начинаются лестницы, поднимающиеся до верхнего балкона, откуда на внутренний балкон ведет тройной проход, летят всадниками, небесными нимфами и фризом, украшенным игривыми карликами. Отсюда открывается прекрасный вид на зал с его восьмиугольными колоннами и сводчатым крышей. От каменных «стропил», вырезанных на потолке, имитаций балок, которые присутствовали в более ранних деревянных сооружениях, происходит популярное название этой пещеры — «Сутар Джхопади» — «Мастерская Тесле». В дальнем конце зала на троне, перед сооруженной по обету шагом, сидит Будда — эта группа центральное место поклонения.

Несмотря на открытие в 1876 г. ее прежде скрытого подземного этажа, Пещеру 11 прежнему называют «ДОС Тал», или «двухярусной» пещерой. Ее верхний этаж представляет собой длинный колонный зал со святилищем Будды, а изображения на задней стене Дурги и Ганеши, сына Шивы с головой слона, свидетельствуют о том, что пещера была переделана в индуистский храм после того, как была заброшена буддистами.



Источник