Первые люди Америки


Даже среди небоскребов США они умудряются носить перья, вызывать духов, поклоняться воде. И борются за право считаться «настоящими американцами». У индейцев оджибве все по-настоящему

GettyImages-147163260.jpg

Буужуу! Это означает «здравствуйте» на языке оджибве. На вид мы обычные граждане США. Живем в кондоминиумы, работаем в офисах, носим джинсы, едим гамбургеры, отмечаем День благодарения, Рождество и Пасху. Играем в футбол и гольф. После 65-67 лет выходим на пенсию и получаем не менее тысячи долларов в месяц. Кому-то работодатель пожизненно оплачивает медстраховку … Но мы, оджибве, знаем цену этого благополучия. Белые только в 1924 году признали нас гражданами США. Нас, коренных американцев!

indeec.jpg Герой
Джерри Агинаш

Родился в 1948 году в резервации Red Lake (Миннесота, США, рядом с канадской границей). Отец девяти детей. Живет в Миннеаполисе. Работал в местной телефонной компании, сейчас на пенсии. Занимается любительской фотографией. Свободно владеет английским и языком оджибве.

Коренные жители
Оджибве, или чиппева

Один из крупнейших и влиятельных индейских племен Северной Америки. Проживают в США (Миннесота, Висконсин, Северная Дакота, Мичиган) и Канаде (Онтарио, Манитоба, Саскачеван, Квебек). Численность — более 300 000 человек, из них более 80 000 — в Миннесоте. Само племени — анишинаабе ( «настоящие люди»). Говорят на языке оджибве. По легенде, пришли с востока в землю Великих озер (нынешняя Миннесота) в XVII веке и потеснили племя лакота. История оджибве вдохновила американского поэта Генри Лонгфелло на «Песнь о Гайавате».

В 1960-х Бюро по делам индейцев запустило программу «социальной адаптации аборигенов». Они пообещали нам деньги, если мы пойдем с родных мест в мегаполисы, забудем свои традиции и язык. Многие оджибве сделали вид, что согласились. Так проще выжить. Только мы ничего не забыли. Даже среди небоскребов Миннеаполиса мы остаемся оджибве.

Нас всех зовут по-европейски: Ник, Питер, Джон, Джерри … Новые американцы и не догадываются, что наши настоящие имена спрятаны в фамилиях! Если их перевести с языка оджибве, получится Застывшее Облако, бежит Буйвол, Добра Звезда. Я — Агинаш, что означает Сияющий Человек. Так меня назвал Старший Оджибве, увидев, как сияет моя аура.

A1J711.jpg
В резервациях оджибве часто можно увидеть различные тотемный столбы: похоронные, приветственные и даже позорные

Когда рождается ребенок, в доме собираются родственники, друзья семьи и приглашают старшего Оджибве. Ему вручают какой подарок, например табак. Затем он читает молитвы, медитирует, пока духи не подскажут, как назвать новорожденного. Тогда Старший Оджибве сжигает табак, произносит имя на четыре стороны, все повторяют за ним. Только после этого можно сказать, что на свет появился младенец.

Неважно, живет оджибве в резервации или в большом городе: он должен соблюдать учение Мидевивин. Завещано нам Великий Дух, Гитчи манит. Он создал Землю, а также первых двух мужчин и двух женщин, от которых произошли анишинаабе. Затем он передал им законы Мидевивин, по которым надо жить. Оджибве должны уважать людей, зверей, птиц, деревья, траву, камни … У всего, что существует на Земле, есть душа.

Главное правило Мидевивин — беречь здоровье души и тела. В каждой коммуне есть целитель. Он общается с высшими силами и знает тайны сакральных зелья. Их четыре: табак, шалфей, солодка трава (зубровка душистая. — Прим. «Вокруг света» ) и кедр. Табак важный, потому что бог подарил его первым людям Земли. Когда кого-то поражает недуг, наши целители берут табак в левую руку (она ближе к сердцу) и читают молитву. Затем перекладывают листья в правую руку, опускают в чашу и сжигают.

GettyImages-478178088.jpg
В обычное время индейцы носят современную одежду

Закон оджибве — никаких наркотиков и алкоголя. Вот курить священный табак — другое дело. Дым помогает сосредоточиться, услышать духов . Мы курим на всех праздниках. Например, молодым соплеменники сразу приносят трубку — в знак того, что признали их мужем и женой. В оджибве настоящий табак, мы сами его выращиваем испокон веков.

Многие наши обряды связаны с водой. Она священна, как земля, огонь и ветер. Время от времени нужно устраивать мадодисван — ритуальную баню. Мы строим вигвам из бересты, кладем внутрь раскаленные камни и поливаем водой, чтобы образовался целебный пар. Оджибве, который попарился в вигваме, выходит обновленным, готовым к общению с миром и богом.

В былые времена наши предки на каноэ проложили путь от водопада Миннехаха по ручью через озеро Миннетонка к Миссисипи. Для каждого оджибве важно поклониться воде — обойти различные озера. Это что-то вроде паломничества. Мы потому и обосновались в Миннесоте: столько воды нет ни в одном другом регионе Америки. Здесь 10000 озер и Миссисипи.

В Миннеаполисе почти не осталось дикой природы. Только парки с бегунами и велосипедистами. Попробуй найди место для ритуалов! Некоторые не для глаз чужаков. Например, танец солнца во имя Гитчи манит. Перед выполнением этого танца мы несколько дней постимся. Затем устанавливаем в центре площадки столб — древо жизни, которое соединяет нас с Богом. Участникам церемонии делают прорези на коже под обеими грудями, вставляют в них небольшие кости какого-то животного. Привязывают к косточкам ремни, закрепленные на верхушке столба. На рассвете начинается танец вокруг дерева жизни. Останавливаться нельзя, пока кожа вокруг косточек НЕ порвется. Так мы приносим жертву Гитчи манит. Мой друг недавно участвовал в этом обряде. Он гордится своими шрамами. А я горжусь дружбой с таким человеком!

Печально, что молодому поколению оджибве нравится в мире белых. Мы, конечно, не против дружбы. Но зачем жениться и выходить замуж? Новые американцы не пытаются понять нашу культуру. Зато свои обычаи навязывают. Вот уже привыкла нашу молодежь к алкоголю и наркотикам. На днях несколько человек пришли пьяными на Пау-Вау. Какое кощунство!

ibltps03452054.jpg
Фестиваль Пау-Вау — большой праздник индейцев Северной Америки. Время, когда можно открыто быть самими собой

Пау-Вау — межплеменной фестиваль культуры. Мы одеваемся в туники из разноцветных тканей и кожи, украшаем себя перьями. Собираемся в условленном месте, поджигаем шалфей в чашах в честь богов. Представители каждого индейского народа садятся за свой барабан, по очереди выбивают ритм и поют молитвы. Барабаны — проводники между нами и духами. Затем начинается большой ход с флагами всех племен, мы переходим в Священный круг — символ жизни — и танцуем. Круг четырехцветный: красный — индейцы, черный — африканцы, желтый — азиаты, белый — европейцы. Для нас все люди равны. Если, конечно, они не глумятся над нашими традициями …

В Вашингтоне есть футбольная команда Washington Redskins ( «Вашингтонские краснокожие»). Тот, кому в голову пришла такая название, наверное, думал, что мы ему скажем мы Академии-гвитч, то есть «спасибо». Но слово «индеец» для индейцев — оскорбление. Более того, футболисты еще и перья орлиные на себя надевают! Им невдомек, что орел — храбрый и благородный птица, перья которой имеют право носить только настоящие индейцы. Мы, оджибве, написали письмо Бараку Обаме: пусть велит переименовать команду. Но получили отказ: Washington Redskins — национальная гордость Америки, бренд. Не помогли наши протесты.

GettyImages-165456919.jpg
Остров Джорджина в озере Симко (Онтарио, Канада) полностью занят общиной оджибве. Основной заработок населению приносит туризм

Когда мы умрем, смогут дети похоронить нас по-человечески? Есть правило. Покойного нужно вынести из комнаты через окно. Если в дверь, дух может отказаться от путешествия в другой мир и остаться в доме. Затем умерший должен пролежать во дворе четыре дня, завернутый в бересту, чтобы его дух привык к мысли, что ему придется жить в другом месте. Раньше часто хоронили прямо во дворе. Сейчас у нас есть кладбище. Там мы строим могилу-Маунд в виде холма с круглой дыркой в ​​вершине. Через эти отверстия духи выходят на прогулку. В наших газетах часто публикуют рассказы очевидцев, которые видели, как чей-то дух вылетал с Маунд, а потом возвращался …

Многие из нас принципиально не покупают телевизоры, планшеты и мобильные телефоны, чтобы защитить детей от пагубной цивилизации . Оджибве и лакота совместно основали культурный центр «Круг поколений»: там и курсы индейских языков, и лекторий, и издательства газет Anishinaabeg Today ( «Анишинаабе сегодня») и The Circle ( «Круг »). Может, хоть так удастся привлечь молодых к традициям.

GettyImages-454208050.jpg

Мы недавно начали открывать казино . Ранее только лакота занимались этим бизнесом. Сейчас у нас 13 игорных домов на севере Миннесоты. Важно, чтобы в оджибве не было необходимости покидать родные места и искать заработок в мире белых. Уж лучше пусть белые к нам приходят. Примем их на работу . Мы простили тех, кто отнял у нас все. Первая нация Америки — настоящие люди. Самый великодушный народ в мире.

Ориентирование на местности
США, Миннесота

Столица штата — Сент-Пол
Крупнейший город — Миннеаполис
Площадь Миннесоты 225181 км 2 (двенадцатое место в США)
Население Миннесоты : 5500000 чел. (Двадцать первом место)
Плотность населения : 25,9 чел / км 2 (тридцатый место)
Средний доход семьи в штате 61481 долл. в год

памятники : водопад Миннехаха со статуями главных героев «Песни о Гайавате»; здание Капитолия в Сент-Поле.
Традиционные блюда : индейский пирог с черникой; кленовый сироп — соус оджибве к любому блюду.
Традиционные напитки : индейский чай из малины, мяты, лопуха и крапивы или липового цвета; горячий яблочный сидр.
Сувениры : «ловец снов» (кольцо с «паутинкой» внутри, которая задерживает плохие сны и пропускает хорошие) куклы-индейцы ручной работы.

Расстояние от Москвы до Миннеаполиса ~ 7900 км (от 12:00 на полете)
Время отстает от московского на 8:00 летом, на 9:00 зимой
Виза США оформляется в посольстве
Валюта американский доллар

Blood-Call-Ojibwe_.gif Нажмите для увеличения

Условные обозначения
выделенная область — Оджибве
1 оз. Виннипег
2 оз. Верхнее
3 оз. Мичиган
4 оз. Гурон
5 оз. Эре
6 оз. Онтарио
7 р. Миссисипи

фото: Getty Images, Alamy, Imagebroker / Legion-media, Getty images (x2), Getty Images



Источник ссылка