Один на всех, и все на одного


В современном спорте чистым называют того спортсмена, который сумел не попасться на допинге. Да и во времена рыцарей идеалы честного поединка были не в почете. «Лиса и гуси», самая популярная игра средневековой Европы, никогда не ставила соперников в равные условия.

D84FRP.jpg
19 мая 2013 года, Оркскик, графство Ланкашир, Великобритания. Девушка играет в хнефатафл на фестивале исторической реконструкции

В сказке братьев Гримм есть строки: «Как-то раз проголодалась лиса и решила подкрепиться. Вышла она на полянку в лесу. Видит, что пасется на поляне стадо жирных гусей. Обрадовалась рыжая плутовка и говорит гусям: „Что ж, удачно я вас нашла, сейчас съем всех, одного за другим“». И неясно, то ли сказка описывает настольную игру, любимую в Средневековье, то ли игра была создана по ее мотивам. В сказке гуси обманули лису. В игре у них тоже есть шанс.

«Лисьи шахматы» — целая веха в истории настольных игр. Во-первых, в них состязаются два игрока, которые изначально поставлены в неравные условия. Одному достается единственная, но очень сильная фигура, другой получает много слабых фишек. Во-вторых, именно в этой игре появилось взятие прыжком, хорошо знакомое всем по шашкам.

Создавая военные игры (предтечи нынешних шашек и шахмат), эллины и римляне придерживались мнения, что на доске все воины равны, поэтому они не могут поражать друг друга в схватке один на один. Для взятия нужно было зажать вражескую шашку в клещи между двумя своими. Скандинавы (именно они придумали «лису и гусей») пошли другим путем. В игре хнефатафл отряд воинов-телохранителей стремился вывести с доски конунга (военачальника), а группа захватчиков пыталась его поймать. Оставшийся в одиночестве конунг должен был иметь возможность обороняться, а из одной фишки клещи не сделаешь. Видимо, поэтому скандинавам пришлось придумать взятие прыжком.

В другой игре под названием «рефскаук» телохранителей и вовсе не осталось. Появилась лиса, которая может ходить в любую сторону и рубить фишки противника, и безобидные гуси, которые ходят только вперед и вбок. Задача лисы — съесть гусей, цель гусей — запереть лису.

Рефскаук и хнефатафл впервые упоминаются в исландских сагах XII века. За последующие полтора столетия «лисьи шахматы» становятся самой популярной игрой в Европе. Их символика была близка и понятна каждому: лиса олицетворяла феодала, берущего свое по праву сильного, а гуси — мелких землевладельцев. В списке покупок английского короля Эдуарда IV (1461–1483) упомянуты «две лисицы и двадцать шесть гусей из серебра», то есть два игровых комплекта. В XVI  веке игра уже была во Франции: Франсуа Рабле одним из первых упомянул ее в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

«Лиса и гуси», «лиса и куры», «лиса и собаки», «лиса и овцы» — такое разнообразие родственных игр неслучайно. Дело в том, что классический вариант с одной лисой и тринадцатью гусями не сбалансирован, преимущество в нем всегда на стороне гусей. Стремясь сделать игру честной, европейцы придумали множество вариантов досок и правил. Две лисы, обязательные взятия, поля с дополнительными перекрестьями и крепостями — ничего из этого не помогло полностью уравнять шансы сторон на победу. Поэтому «лисьи игры» тренируют не только тактическое мышление, но и стрессоустойчивость.

«Лиса и гуси»

VS10_124_Igroteka.jpg

Правила игры

В игре участвует 13 гусей и одна лиса. Играющий лисой ставит свою фишку куда захочет.

Первый ход делают гуси. Фишка гуся ходит на один шаг в любом направлении по вертикали или по горизонтали и не может причинить вреда лисе. Наискосок гуси не ходят. Во избежание путаницы диагонали принято рисовать пунктиром или другим цветом (как правило, красным, в тон лисьего меха).

Лиса ходит на любое соседнее поле, по всем линиям разметки, в любом направлении. Если фишка гуся стоит вплотную, а поле за нею свободно, лиса может перепрыгнуть ее и съесть. За один ход лиса имеет право съесть сразу несколько гусей, как в шашках. При этом есть необязательно.

Лиса выигрывает, если на доске осталось 4 гуся или меньше — считается, что при таком количестве они не могут запереть лису. Гуси побеждают, если лисе некуда сделать ход. Обычно играется два раунда с обменом сторонами.

Гандикап

В игру можно добавлять гусей или лис, чтобы уравнять шансы.

VS10_125_Igroteka-1.jpg

ВАРИАНТЫ

Асальто

VS10_125_Igroteka-4.jpg

В конце XVIII века хнефатафл напомнил о себе самым неожиданным образом: в игру вернулся элемент стратегии. Одно крыло доски превратилось в форт, который штурмуют враги. По одной из версий, игра возникла во Франции и ассоциировалась со взятием Севастополя в 1855 году, но называют ее по-испански — асальто («нападение»).

Двое стражников защищают форт, а 24 захватчика пытаются занять все его девять полей. Первый ход делают захватчики.

Захватчики не рубят и ходят вперед, вбок или вперед по диагонали. Внутри форта они ходят только вперед или вбок.

Стражники ходят в любом направлении по линиям разметки и обязаны рубить захватчика, если за ним пустое поле. Когда позиция позволяет, стражник может и должен сбить нескольких врагов за раз.

Игра заканчивается, когда захватчики заняли все девять полей в форте или когда стражники срубили 15 захватчиков.

Солитер

iStock-539654416.jpg
Наборы для солитера обычно портативные. Фишки собираются в коробочку, а крышка служит полем

Легенда гласит, что некий французский граф, заключенный в Бастилию, придумал игру на доске для «лисы и гусей», чтобы не сойти с ума от одиночества. Развлечение известно под названием солитер (от французского solitaire — «одинокий»). В XVII веке солитер был очень популярен во Франции при дворе «короля-солнца» Людовика XIV.

Все поля заполняют фишками, оставляя свободным одно, после чего фишки едят друг друга. В идеале должна остаться одна, но добиться этого не так-то просто — ходы без рубки запрещены. В Советском Союзе такую головоломку выпускали под названием «йога», и старшее поколение, возможно, еще помнит эти круглые коробочки, похожие на пудреницы.

d214bae9071bf76159a3f34f378.jpg

Скандинавы играли в хнефатафл на квадратных досках размером 5х5 или 5х9 клеток. Фишка ставилась в клетку, как в шашках или шахматах.

Позже игра впитала в себя элементы популярной в Европе «мельницы». Фишки стали ставить на перекрестья линий. Классическая доска для «лисы и гусей» крестообразная с 33 пунктами. Но вариантов полей существует великое множество.

Gs_19_Ockelbo_(game).jpg

Фрагмент рунического камня эпохи викингов, найденного в Окелбу, Швеция, изображающий мужчин, играющих в настольную игру

01AR38XA.jpg

Фигурки конунга и стражников для игры в хнефатафл. Найдены на севере Исландии, хранятся в Национальном музее в Рейкьявике

Bodleian_Libraries_Combine.jpg

Игровое поле с изображениями лис и гусей. Относится к 1879 году. Хранится в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета

H2CWHY.jpg

Доска для «лисьих игр» из средневековой Испании. Белые камни символизируют гусей, а черный — хищника

B0CH21.jpg

Каменная фигурка конунга для игры в хнефатафл изображает воина-викинга в полном обмундировании. Скандинавия, Средние века

iStock_88875691_LARGE.jpg

Среди разработчиков игр скандинавский хнефатафл оказался популярнее, чем общеевропейские «лиса и гуси». Его можно найти под именами Hnefatafl и Viking Chess — «шахматы викингов»

Фото: Alamy / Legion-media (x3), Diomedia, iStock (x2), Berig (CC-BY), Digital Bodleian (cc-by)

Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед



Источник ссылка