О чем нужно знать, если едешь в Румынию, или нюансы нашего путешествия


Так как Румыния все-таки — одна из самых неизбитых и мало посещаемых туристами стран Европы, я решила в одной из первых заметок о нашем туда путешествия рассказать вам о его нюансах и особенностях. Иными словами, собрать воедино всю туристическую информацию, которая может стать полезной, если вы вдруг сами захотите туда поехать. По крайней мере, я надеюсь, что она может стать полезной. 🙂 Возможно, в этой заметке я напишу не обо всем, о чем вы хотели бы узнать.
3043090
Итак:
ПОЧЕМУ РУМЫНИЯ?
Честно говоря, на такой вопрос, который бы страны он не касался, мне всегда отвечать непросто. Румыния мне давно казалась очень интересной страной. Она привлекала своей таинственностью и загадочностью, вампирами, готическими замками, старыми деревянными церквями, как у Гоголя в «Вие», и удивительными кладбищами. Поэтому поездка туда рано или поздно должна была произойти и произошло. Если теперь вы меня спросите, что именно я рекомендую посмотреть в этой стране, то я, как и раньше, отвечу: обязательно Трансильванию и Марамуреш. Эти два края настолько удивительные и аутентичные, которые дадут фору многим экзотическим и нетривиальным странам. Можете мне поверить, так как я как раз очень страдаю, когда страна не является подлинной, и мне не хватает «изюминок».
2.
IMG_0006

ВИЗЫ.
Гражданам России виза в Румынию нужна. Виза в эту страну своя, но так как Румыния входит в Евросоюз, то туда можно спокойно въезжать и по шенгенской визе. Собственная румынская виза получается в посольстве Румынии (визового центра в Москве нет) примерно так же, как обычная шенгенская. Нужны паспорт, одна фотография, справка с работы о доходах, справка из банка о количестве средств на счету, копия паспорта, страховка — в общем, все, как в Шенгене. Правда, НЕ нужны отпечатки пальцев. Стоит виза 35 евро, платить за нее надо в евро.
Долгое время в румынском посольстве на приеме документов работал некий «сумасшедший дед», как его многие называли на туристических форумах. Он в случае даже небольших ошибок или недостающих документов, по рассказам, начинал кричать, грубить, швырять документы и т.д. и т.п. Дед больше не работает. По крайней мере, мы его не видели, ни когда сдавали на визу, ни когда получали паспорта с визами. Все тихо и мирно.
Кстати, если вы едете семьей, то идти в посольство «всем лагерем» совсем необязательно. У нас туда ходил только Антон и благополучно сдал документы по всех.

ПЕРЕЛЕТ.
Пожалуй, удобнее и дешевле всего попасть в Румынию из Москвы «Аэрофлотом». Во-первых, у него в Бухарест прямые рейсы. Во-вторых, вылеты и из Москвы, и из Бухареста в вменяемое время. В-третьих, цена билетов вполне терпима. В-четвертых, на борту достаточно прилично кормят, а детям дарят подарки.
Правда, в Бухарест мы летели на российском «Суперджет», а они, насколько я знаю, нравятся не всем. На обратном пути нам заменили судно на «Аэробус».
3.
IMG_9654

ДЕНЬГИ, ОБМЕН ВАЛЮТЫ, ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ.
Местная валюта Румынии называется лей. По курсу на июнь-июль 2016 1 лей равен около 16 рублей. Самое удивительное, что пластиковые карты в Румынии принимают далеко не везде даже в крупных городах. Точнее, чаще даже не обращают внимания, чем принимают. Расплатиться карточкой вы сможете разве что в крупных супермаркетах. В обычных магазинах, в кассах по продаже билетов на транспорт, в музеях у вас будут принимать только наличные. Мало того, даже не все отели принимают пластиковые карты. Например, в Марамуреша мы за гостиницы везде расплачивались наличными.
Рубли на лее в местных банках меняют по невыгодному курсу. Поэтому лучше везти с собой евро или доллары.

КЛИМАТ И КОНДИЦИОНЕРЫ.
О зимний климат, как вы понимаете, я ничего рассказать не могу. Что же касается летнего, то он прикольный. Днем практически все дни стояла жара 30-35 градусов и гремели грозы. Жара, сразу скажу, переносилась не слишком. Но, что удивительно, во время гроз температура резко падала. Особенно это было заметно в Трансильвании. Например, когда мы были в Бране, там у входа на территорию замка в аптеки электронный термометр показывал 32 градуса. Когда же прогремела гроза, он после нее показывал уже 19 и это ПОСЛЕ грозы. Во время же ее было нереально холодно, и я там просто окоченел. Думаю, было не более 14-15 градусов.
4.
IMG_9867

Что же касается кондиционеров, то большинство румын, видимо, не в курсе об их существовании даже в самую изнуряющую жару. В стране с ними трудно. Их не было, как в гостиницах, так и в большинстве кафе и ресторанов в Синае, Брашове, Сигишоаре, Марамуреша. В Сигишоаре мы вообще не нашли ни одного заведения, где бы они ни были. А жара в тот день была такая, что потом в новостях передали, что от теплового удара в Румынии погибли 14 человек. Возможно, вы будете смеяться, но мы спасались от жары … в склепах тамошней церкви! Как люди так живут?
5.
IMG_0573

В поездах и автобусах такая же хрень. Исключение, пожалуй, только те, которые курсировали из Бухареста в Констанцию ​​и вдоль побережья. Что мешало в других поставить кондиционеры или включить их, история умалчивает. Когда ехали на поезде из Брашова в Сигишоара, почти сварились — это было, как в консервной банке. На обратном пути поезд был с кондиционером, но включили его через полчаса после отправления. Напомню, это при температуре за бортом 35 градусов. Такое ощущение, что на кондиционерах в Румынии экономят.

ТРАНСПОРТ.
Транспорт ходит, и это, наверное, — самое главное. 🙂
Во время нашего путешествия по Румынии мы, как мне кажется, пользовались всеми видами транспорта, кроме, внутренних перелетов на самолетах (даже не знаю, есть ли у них в стране внутреннюю авиасообщение, но, думаю, что есть) и переездов на телегах, запряженных лошадьми — такие точно все еще в ходу.
6.
IMG_1004

Поезда. Ну, а раз я уже начала говорить о поездах, то о них и продолжу. Сеть железных дорог в Румынии неплохая и охватывает большинство населенных пунктов. Но если в большинстве стран Евросоюза железной дороги процветают, то, наоборот, — кажется, что им вот-вот придет конец. Дело в том, что новых поездов почти нет.
7.
IMG_1274

Единственное — Могу сказать, что поезд-экспресс похоже нашем Сапсана недавно пустили с Брашова в Бухарест. И что более или менее новом поезде, по крайней мере, даже с вай-фаем, действующему, правда, только на остановках, мы ехали из Бухареста в Констанцу.
8.
IMG_1275

9.
IMG_0063

В большинстве же своем, румынские склады — это те, которые когда-то давно ходили по более развитым европейским странам, а затем были списаны и переданы сюда. Мало того, железная дорога в Румынии электрифицированная тоже далеко не везде, я бы даже сказала, что в основном мы ездили именно там, где она не электрифицирована, и тянули наши вагоны старинные тепловозы. Реально старинные, выпущенные где-то в 1970-х годах! У нас схожие стоят в музее у Рижского вокзала. 🙂
Или, вот, железнодорожные вокзалы. Я промолчу о вокзалах в Будапеште, в Констанце, в Брашове — там, в принципе, тоже есть, над чем работать, но в целом, они более или менее приличные. Но нас просто ошеломили наповал вокзалы в Марамуреша. Их совершенно точно не ремонтировали еще с 80-х годов. И представляют собой они реальные руины. Например, в Вишеу де Сус в вокзале сохранились еще даже печи с изразцами, а рядом с вокзалом стоят и работают стрелочные семафоры. Но зато в здании выбиты стекла в окнах, а в зал ожидания даже заходить страшно.
Вот он, красавец!
10.
IMG_1227

11.
IMG_1229

12.
IMG_1230

Семафоры.
13.
IMG_1226

14.
IMG_1225

А это — бар!
15.
IMG_1228

Кстати, когда потом по Марамуреш мы ехали на поезде, то много где видели вообще заброшенные станции. И это несмотря на то, что поезд там останавливается, а села рядом с ними живут.
Ну, ладно, давайте теперь о поездах. В основном мы, конечно, ездили на пригородных поездах типа наших электричек. На них мы ездили с Синае в Брашов, с Брашова в Сигишоара и обратно, из Бухареста в Констанцу, из Констанцы в Эфорие-Зюд. Эти поезда мы встречали двух видов. Вагоны или были разделены на шестиместные сидячие купе со стеклянными дверями, или были такими же как у нас поезда-экспрессы — с креслами, расположенными друг за другом, как в самолете, или друг напротив друга, как в наших электричках. В последних были вагоны первого и второго классов, которые отличались разве что шириной кресел и шириной проходов между ними.
Второй класс.
16.
IMG_0073

Первый класс.
17.
IMG_0074

И, что приятно, примерно в половине случаев, в пригородных поездах, даже несмотря на их старину, нам встречались розетки, где мы очень удачно за время пути успевали подзарядить все наши аксессуары.
В поездах дальнего следования с ночевкой мы ездили дважды. В первый раз с Брашова в Байя Маре — столицу Марамуреш. Наш вагон состоял из 6-местных купе, но так как мы покупали билет, как в 4-местное, то двух пассажиров до нас не подселили. Купе было со стеклянными дверями и шторкой, с тремя полками с каждой стороны. Забираться на среднюю и верхнюю полки предлагалось по лестнице. Но так как ехали мы вчетвером, я на верхнюю полку не полезла, мы раскрыли мне среднюю. Вагон, если честно, совсем не понравился. В купе было очень тесно — я не представляю, как пассажиры ездят там вшестером. Третья полка находится под самым потолком и забираться на нее реально страшно. Столик — вообще, одно название: настолько он маленький, что положить на него невозможно вообще ничего, кроме разве что бутылки воды. Шкафов и полок нет.
Второй раз на поезде дальнего следования мы ехали с Вишеу где Суса в Бухарест. Билеты покупали онлайн. Сайт показал, что прямого сообщения между этими городами нет, и надо делать пересадку в Беклян где помешанные. Купили комбинированный билет, сели, едем. На первом крыле вагон был обычный, как в пригородных поездах — из купе со стеклянными дверями с 6-ю сидячими местами в каждом. Но где-то в нескольких станциях в Бекляна где помешанные к нам пришел проводник и сказал, что спальный вагон уже прицепили, и мы можем переходить в него. Мы обалдели! То есть, стыковка у нас получилась не на станции, а в самом поезде!
Спальный вагон оказался очень интересным. Пожалуй, это был старый немецкий вагон-люкс. Купе было 3-х местных — полки одна над другой. Сами полки сантиметров на 15 шире обычных. Нижняя трансформировалась в диван. В купе была раковина, розетка, шкафчик и двери в другое купе — коннект.
18.
IMG_1232-001

19.
IMG_1240-001

20.
IMG_1233

В туалете был душ и аж три вида туалетной бумаги. В коридоре вагона — панорамные окна и уголок с кожаным креслом и торшером.
21.
IMG_1242

22.
IMG_1272

Вагон, похоже, был выпущен где-то в 1980-х годах. Наверное, в то время в нем ездили только очень обеспеченные граждане, ну, или номенклатура.
Правда, не знаю, как раньше, но полотенец нам в румынских поездах не давали ни в один из раз.

Автобусы. На междугородных автобусах мы по Румынии ездили несколько раз. Они здесь есть обычные большие и есть маленькие по типу маршруток. Признаюсь честно, удовольствие кататься и в тех, и в других очень спорный.
Пожалуй, самый яркий опыт был, когда мы ехали на автобусе из Брашова в Бран. Автобус был не моложе 1980-х годов выпуска, ранее эксплуатировался в Зальцбурге, и над лобовым стеклом у него даже сохранилась надпись «Зальцбург». Душный, старый. Окна практически не открываются. Мало того, в нем все время пахло жженой резиной — насколько я понимаю, такой запах появляется, когда что-то не то с тормозными колодками? Мы много где ездим по России — честное слово, уже давно даже в самой печальной провинции мы ничего подобного не встречали. И этот автобус не был исключением. На дорогах мы видели огромное количество его собратьев-ровесников!
23.
IMG_0235-002

Маленькие автобусы-маршрутки лучше и новее. Но у многих из них опять же нет кондиционеров, и ехать в таких врагу не пожелаешь.
Единственный очень классный мини-бас нам попался, когда перед самым отъездом мы ехали из Констанцы в аэропорт Бухареста. Новый, чистый, с кондиционером и даже с очень быстрым вай-фаем внутри.

Такси. В принципе, такси не худший вариант для разъездов по городам и за город, но в Румынии с ними все примерно так же, как и у нас десять лет назад. Например, на привокзальных стоянках их лучше не брать, потому что по счетчику эти товарищи не везут, а норовят срубить с пассажиров в 3-4 раза больше лей. Так, по счетчику 1 км пути в Брашове стоит 2 лея. От вокзала до нашего отеля было не более 2 километров. Мы готовы были заплатить 10 леев. Не хотят! Хотят 20! При этом еще хамят, когда им говоришь, чтобы везли по счетчику. Однако потом мы вызвали такси этой же фирмы по телефону. В результате эта поездка нам обходилась в 7 леев.
И так везде!
24.
IMG_9684

Автостоп. С автостопом в Румынии тоже не очень сложилось. Точнее, сложилось странно. В первый раз мы столкнулись с ним в Рышнове. Мы стояли на автобусной остановке и ждали автобус в Брашов. Внезапно перед нами затормозила машина, из нее высунулся водитель — молодой парень и поинтересовался:
— Брашов?
Так мы быстро и комфортно доехали до Брашова и уже, было, подумали, что Румыния — страна развитого автостопа и всяческих благ, с ним связанных.
Однако, когда мы добрались до Марамуреш, это мнение полностью изменилось. В Марамуреша у нас в планах был осмотр старых деревянных и очень красивых карпатских церквей, разбросанных по разным деревням. Сначала мы решили взять там такси на весь день и осматривать церкви на нем. Но оказалось, что такие услуги таксисты не предлагают. Они могут отвезти из пункта А в пункт Б, но никак не возить клиента весь день. Да, я и сама в шоке. Рейсовый транспорт между селами ходит редко и плохо. В общем, мы решили, что автостоп нам поможет. Тем более, что Марамурешским села — отнюдь не захолустье и трафик между ними прекрасен.
Но как бы не так! В первый раз мы простояли 40 минут, пока нас не подобрала приятная супружеская пара и не подбросила в монастырь Барсана. Все тупо проносились мимо и никто даже не тормозил. Во второй раз мы простояли полчаса — эффект был таким же. В результате дождались рейсового автобуса и поехали на нем. В третий раз мы ждали 10 минут, но это был не чистый автостоп — водителю мы потом заплатили.
В общем, очень тяжелый случай.
25.
IMG_0787

7. ГОСТИНИЦЫ И ДРУГИЕ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА.
Что касается отелей, то всех их мы бронировали заранее банально через booking.com Цены на отели низкие. Мы не выбирали самые-самые дешевые, в основном жили в 3-4 звездных. Так вот, обычно цена была не более 40-50 евро за троих в сутки, включая завтраки. Правда, на курорте в Эфорие-Зюд чуть выше — 80 евро за троих.
Наш отель в Синае.
26.
IMG_9681

Хостелы в этот раз мы не рассматривали. Но зато в Марамуреша жили в пансионах — частных домах. В принципе, пансион ничем особенным не отличался от отеля, условия проживания в них были абсолютно такими же. Такие же номера, с такими же удобствами внутри. Единственным отличием было то, что хозяева жили в том же доме. Но так как пансионы представляли собой отнюдь не маленькие дома, а вполне значительные 2-3-этажные особняки на 10-15 комнат-номеров, то присутствие там хозяев никак не ощущалось. Кроме того, завтраки в пансионах были вкуснее, а цена за проживание ниже. Ни в одном из них мы не заплатили более двух тысяч рублей за ночь.
27.
IMG_0625

8. ПИТАНИЕ.
С ресторанчиками, кафешками, кафе, закусочными и всякими другими вкусными заведениями в Румынии полный порядок. Они есть, их много, и цены там невысокие. Самые высокие цены мы наблюдали в прибрежных ресторанах в Констанце. Но даже они были ниже, чем в московских ресторанах такого же уровня. В обычных же кафе с хорошей кухней и вином мы ужинали в пределах 2000 рублей на троих.
28.
IMG_1716

Вообще, о традиционные блюда румынской кухни я планирую рассказать вам отдельно. Но сейчас покажу вам вот это блюдо. Называется оно мичи. Мичи является неким кебаб на гриле. Блюдо из пяти мичи стоит 10-15 лей, то есть 160-240 рублей! Повторяю, из пяти крупных мясных котлет! Нам обычно этой порции хватало на двоих. А иногда и Даня подтягивался.
29.
IMG_0522

9. ИНТЕРНЕТ.
А вот, что касается интернета, то с ним в Румынии все более-менее нормально. Wi-Fi был во всех отелях, где мы останавливались, и в большинстве кафе и ресторанов, куда мы заходили перекусить. Скорость, как правило, тоже была нормальная.

10. ЦЫГАНЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ.
На самом деле, цыган в Румынии мы встречали дважды: массово — в Сигишоаре и еще один раз — в Бухаресте. В Бухаресте цыгане были нормальные, в Сигишоаре неприятные, грязные, лохматые, наглые, попрошайничают. От таких, конечно, я бы советовала держаться подальше. Но подчеркну! Встретили мы их только дважды. Во всех остальных румынских городах и селах, где мы были, цыган не встречали. Мало того, тех из них, которые ведут такой ненужный образ жизни, гоняет полиция.
Что же касается безопасности без учета цыган, то с ней в Румынии более или менее нормально, не страшнее, чем в остальных Европе.

11. ВЫХОДНЫЕ И ЧАСЫ РАБОТЫ.
Выходной день в большинстве учреждений Румынии — это воскресенье. Музеи чаще всего закрыты по понедельникам, хотя и не все. Время работы чаще всего с 8-9 до 16-17. Честно говоря, нам это было не очень удобно и удивительно при световом дне в 22 часов, нестись, например, на последний рейс кабинки канатной дороги с горы в 15.45.
30.
IMG_9776

12. ЗНАНИЕ ЯЗЫКОВ И ОБЩЕНИЯ.
Вообще, с английским языком у румын не слишком.



Источник