Ненавязчивый сервис монгольских железных дорог


Наша поездка в Таиланд набирает стремительные обороты — только прониклись бурятской столицей Улан-Удэ, как уже пора прыгать в поезд до Улан-Батора и двигаться в сторону Монголии. В сидячий вагон поезда до Монголии мы загрузились ранним морозным утром (а зимой в Улан-Удэ других и не бывает).

Предстояло доехать в сидячке до границы, станции Наушки, а затем пересесть в купе монгольских железных дорог. Сидячие вагоны едут только до границы, а монгольский вагон перецепляют, и после продолжительной стоянки он едет дальше. Эта нехитрая операция позволяет сэкономить более 2 000 рублей. 

Пейзажи по дороге нероссийские, хотя едем ещё по Бурятии. От Улан-Удэ до границы более 200 км на юг.

Едва присыпанная снежком степь и невысокие горы. 

До приграничных Наушек ехали единственными штатскими в полном молодых солдат вагоне — среди них в основном были буряты, русских совсем немного. Здоровых богатырей набился целый огромный вагон, судя по разговорам, ребята простые и положительные, видно по ним, что Родину в трудную минуту не оставят.

Как только поезд отъехал, весь вагон дружно захрапел 🙂

По дороге встречается заброшка. На фото попал дым от нашего тепловоза.

За заброшкой — живописные виды. 

Где-то на подъезде к Наушкам. 

На приграничной станции, как только вышли из вагона, были встречены сотрудником спецслужб. 

Он внимательно рассмотрел паспорта и, увидев арабскую вязь, начал интересоваться иранскими визами, целями и датами визита в эту страну. Любят такие дядюшки задавать вопросы вроде «назовите точные даты визита в Иран». Кажется, Иран, Ирак и Саудовскую Аравию они не различают, раз вязь есть, значит подозрительно и есть террористическая угроза. 

Мы попытались было попасть в наш купейный вагон, на котором нам предстояло ехать в Монголию, но проводники на ломаном русском сообщили, что сесть можно только после того, как все вагоны перецепят.

Ну что делать, пошли прогуляться. В Наушках продуктовый магазин принадлежит «Почте России». Ассортимент поэтому сильно ограничен, для перекуса подходят разве что шоколадки. 

Реально можно! Цены ниже, чем в Улан-Удэ. 

Кто-то признался в любви прямо на границе.

Наши старые друзья солдаты. За ними какой-то франт подъехал к вокзалу на белой «Ниве».

Здание вокзала симпатичное и в хорошем состоянии, такое нестыдно и иностранцам показать, которые по Транссибу катаются. 

На английский язык продублирована только табличка «туалет» и пара надписей внутри вокзала.

Встретили немцев, которые тоже ехали в Монголию.

Европейская молодёжь стоит в обнимку с дошираками. Смотрят, небось, по сторонам, а потом будут про отсталую Россию и Монголию рассказывать у себя в Германии. Видели ещё, кстати, немецких тётушек лет 50-60-ти, которые ходили с нами в магазин покупать колбаску 🙂 Вообще, второй купейный вагон был укомплектован только иностранцами. 

Немцев быстренько запустили в соседний вагон до Улан-Батора, а нам вместо проводников достались две ленивые жопы, поэтому пришлось идти и куковать в зал ожидания.

Там и сидели, пока все сцепки-перецепки не доделали. 

Перед зданием вокзала ёлочки заботливо украшены к Новому году. Праздники уже закончились, а украшения остались 🙂

Наконец, поезд из двух вагоновов и тепловоза сформировали, и монголы решились нас пустить. Увидев, что мы фоткаем купе, проводники начали протестовать, так что все дальнейшие фото сделаны тайком. Фотик у наших проводников, видимо, ассоциируется с проверкой. Общались на русском, который они понимали через пень-колоду, английский был бесполезен. 

Нам достался обычный старый советский вагон и целое купе, в котором мы ехали вдвоём.

Других пассажиров в нашем вагоне не было и так и не появилось в Монголии. Уже после перецепки и стоянки поезд стоит ещё два с половиной часа, так что разок мы попросили выйти в туалет на вокзал и разок просто погулять и сделать селфи, признаёмся 🙂

Для каждого выхода проводников нужно просить и они, выпуская пассажира на станцию, делают вид, что сделали ему одолжение.

За час до отправления начали по очереди заходить русские пограничники. В сумме к нам в купе зашло человек шесть, несколько раз разные люди смотрели одни и те же вещи, спрашивали цели визита и снова интересовались иранской визой. Такое впечатление, что сотрудники таможни между собой не общаются 🙂

Наконец поезд тронулся. Мы представляли себе ровную степь без единого деревца, а по факту граница выглядит так:

Непосредственно на границе стоит стела РЖД, где по-английски написано: Trans-Siberian Railways, затем множество заборов с колючей проволокой, и вот уже виднеется домик монгольских пограничников, а вдоль поезда монгольский солдатик вытянулся во фрунт. Надеемся, он не весь день так стоит в тишине и одиночестве. Фото у нас нет, фотик даже достать не успели — так быстро всё произошло. 

Монгольская таможня первым делом попросила зашторить шторы в купе 🙂 Сами сотрудники не очень строги: вещи посмотрели минимально, забрали одни карточки, на других поставили штамп и, предложив exchange, отправились восвояси. Все улыбчивы и довольны жизнью, в очень красивой форме и в унтайках — национальной обуви.

Билеты на монгольские поезда выглядят как книжечка с надписями на русском и почему-то немецком. Немцы в соседнем купе наверняка порадовались. 

Поезд из Улан-Удэ до Улан-Батора не является самым удобным способом добраться до Монголии из России. Автобус едет всего 12 часов: выезжая утром, под вечер будешь уже в Улан-Баторе. Поезд же пять часов тащится на тепловозе до границы, там стоит ещё пять (!) часов, потом проезжает 30 км до первой монгольской станции Сухэ-Батор, там снова отстаивается три (!) часа, где к нему прицепляют монгольские плацкартные вагоны, затем переезд 80 км, затем снова продолжительная стоянка в Дархане (80 минут!) и только следующим ранним утром состав прибывает в Улан-Батор. Всего дорога занимает сутки. Долго, но у нас же путешествие на поездах, а не на автобусах 🙂 

В довершение всего, на билете время отправления указано московское (как и на всех билетах РЖД в России), т. е. нужно прибавлять пять часов для Бурятии, а время прибытия почему-то уже монгольское. В общем, вместо 10:45 утра, как было задумано, приехали мы в Улан-Батор в 5:45.

По дороге было множество незапланированных остановок у тёмных платформ, на которые из нашего последнего вагона проводник светил фонарём. Вся Монголия кроме городов живёт в полной темноте, только луна служит естественным фонарём. На фото сумерки, но всё равно решили выложить, чтобы вы поняли, как происходит освещение 🙂

Ближе к полуночи к проводникам пришли гости из соседних вагонов, и они устроили громкий кутёж в своём купе, пришлось просить их быть потише. Утром лентяи дрыхли сладким сном до самого вокзала, проводник зашёл нас будить ровно за минуту до прибытия. Холодрыга в поезде под утро была жуткая, потому что эти жопы спали крепким сном и не подбрасывали уголь в топку.

Скажем ещё пару слов о монгольском сервисе: ни одно дело проводники не делали без напоминаний. Зачем-то постоянно запирали туалет не на станциях, и приходилось просить их открыть. Таможенную карточку тоже пришлось выпрашивать. Если учесть, что их вагон сначала 12 часов ехал пустым из Иркутска до Улан-Удэ (уверены, они дрыхли всю дорогу), а потом дружный коллектив из целых двух человек (мужчина и женщина) от души «обслуживал» нас, то можно сделать вывод, что ребята не просто не перетрудились, а отлично провели время 🙂 Сравните, например, с тем, как трудятся проводники поезда Москва-Владивосток.

В следующих постах мы расскажем про будни монгольской столицы. 

 

Источник



Источник