Монастыри Ладакха


3043090

Ладакх неповторимый в своей вызывает благоговение строгой красоте. Он находится в среднем на высоте 4200 метров над уровнем моря и представляет собой самую восточную часть Джамму и Кашмира, пустынный регион, окруженный заснеженными пиками гор. Через него протекает мощные реки — Инд и Занскар. Здесь живут потомки арийцев и монголов, жизнь в которых через экстремального климата тяжелая. Тем не менее, они сумели приспособиться к таким тяжелым условиям и выработали свой, уникальный, образ жизни.

Ладакх — земля буддизма, хотя здесь живут и мусульмане, и христиане. Буддизм помогает местным жителям жить в полной гармонии с природой, несмотря на различие религий. Искусство и архитектура Ладакха носят отпечаток буддизма. Буддийские монастыри называются гомпы. Они построены в своеобразном красивом стиле и богато обставлены и украшены изнутри прекрасными скульптурами, резьбой по дереву, бронзой, золотом и серебром, настенными росписями, росписями на шелке н т.д. Здесь верующие молятся за мир во всем мире.

ladakh_1

Монастырь Ситук

Духовенство в Ладакх можно разделить на две группы. Одну из них составляют «красношапочники», священники, проповедующие начальный буддизм. Их так называют, потому что они во время церемоний носят красные шапки. В XV веке в монастырях были проведены реформы. Ламы, относящихся к реформированного ордера, стали известны как «желтошапочники». Помимо прочих обетов, они придерживаются безбрачие. Различные гомпы в Ладакх принадлежат к этим двум сект.

гомпы построены по одному образцу. Они неизменно стоят на вершинах гор с флажками, развевающиеся с их крыш. У входа в каждую гомпы находится веранда, на стенах которой нарисованы колесо жизни, бог четырех миров и божества-хранители устрашающего вида, называемые Дхармапалами. В колесе жизни отражены различные стадии, включая ад, через которые проходит человек прежде, чем достичь нирваны, или спасения. В главном молитвенном зале находятся изображения Будды, или боддхисаттвы, центральные фигуры поклонения. Боддхисаттва — это душа, достигшая спасения благодаря своим хорошим действием, однако принесла его в жертву, чтобы вернуться на землю и помогать другим достичь спасения и просветления. Есть еще и авалокатешвары, воплощение сострадания, часто изображаемые с одиннадцатью головами и многочисленными руками и ногами. Манджушри — это воплощение мудрости, а Майтрейя — это Будда, который должен прийти. Сам Будда является боддхисаттвой, который возвращается к людям снова и снова с течением веков, чтобы облегчить их мучения.

На гораздо более поздней стадии в буддизм проник тантрический элемент из индуизма, а с ним пришли и женские принципы, наряду с мужскими, и группа женщин-богинь в противовес мужским формам в ужасающих образах, показанных в состоянии экстатического единения. Почти в каждом монастыре есть темная палата, где помещены эти божества, куда запрещается вход женщинам и детям. В монастырях есть кельи для главных лам и жилье для послушников. Подходя к гомпы, встречаешь на пути стену, выложенную из камней. На ней написаны молитвы во славу Будды. Их называют стенами-мани. Мани всегда должна быть по правую руку, когда идешь. В начале мани и в ее конце стоят вроде как шахматные фигуры. Это чортены. Они погребальными памятниками Будды.

Ладак

Сейчас в Леха можно добраться из Манали в Химачал Прадеш. Этот 500-километровый маршрут проходит через Лахаул и пустынный участок протяженностью 300 километров, где нет и следа человеческого присутствия, за исключением случайных палаток туристов, пока не подъезжаешь к Хемис и далее к Тхикси и Шей. На подступах к Хемис неожиданно появляются дерева с чортенов там и сям. Через некоторое время из тени, бросаемой отрогами гор Занскар, выступает поселился в горах монастырь. Эта гомпа была основана в 1630 году под патронажем Сенгге Намгьяла. Монастырь Хемис богатый и большой с гомпы Ладакха. Каждая гомпа устраивает зимой праздники, сопровождаемые танцевальными постановками, называемыми танцами дьявола. В гомпы Хемис, единственной из всех, проходит двухдневный праздник, организованный летом, который привлекает туристов со всего мира. Ламы, одетые в одежду из парчи богатых цветов, надевают гротескные яркие маски легендарных мифических персонажей и танцуют. Танцы сопровождает ладакхский оркестр. Они выполняются на дворе, а посетители заполняют все четырехэтажное здание гомпы. Сначала эти танцы были символами победы над жестоким тибетским королем Ландгармой, которого убивает монах, сейчас же они символизируют собой торжество добра над злом.

Поездка с Хемис в Тхикси занимает примерно час. Взору предстают скопление домов ярус за ярусом. За ними следуют кельи лам, завершает картину гомпа на вершине горы. Импозантный двухэтажный храм окрашен в красный цвет. Внутри сидит Майтрейя Будда в позе лотоса. Говорят, что эта гомпа была построена в середине XV века.

Через полчаса с Тхикси можно добраться до гомпы Шей, что стоит посреди руин форта на холме. Здесь когда-то находилось отделение королевской власти. И место это очень хорошее. В главном зале стоит позолоченная статуя Будды высотой в два этажа. Говорят, что ее установил король Делдан Намгьял. На обочине дороги на одной из скал высечены изображения пяти Дхьян Будд, которых можно распознать по их средств передвижения. Похоже, что изображение очень старые. Стоит также упомянуть и о других гомпы в окрестностях Шанкара, Спитука и гомпы в форте Леха.

Tsemo

Форт Лex

С Леха мы прибываем в Басго, расположенный на шоссе Лех-Шринагар. В XV и XVI веках Басго был столицей нижнего Ладакха. Здесь правила и ветвь династии, в конечном счете объединила Ладакх и приняла титул Намгьяла. Форт находится в руинах. Его стены и башни едва заметны. Внутри форта размещаются три храма, посвященные Майтрейе. Самый большой из них считается, после Алчи, наиболее красиво украшенным храмом в Ладакх. Центральный образ храма настолько велик, что его лицо не видно снизу.

С Басго мы прибываем в Саспол. Чтобы добраться до Алчи, надо пересечь Инд по мосту. Гомпа и деревня почти скрытые от глаза и предстают взору внезапно, как оазис. В отличие от других гомпы, гомпа Алчи — это скромно выглядит строение из глины и дерева. Однако, внутри него находится богатейшая сокровищница картин и скульптур, настенных росписей. Говорят, что эта гомпа была построена Ринчен Зампо, большим тибетским учителем, получивших образование в монастырях Бенгалии и Бихара. Он трижды посетил Кашмир и провел в Индии 17 лет. Однако, надписи указывают на то, что эта гомпа была построена членом одной из аристократических тибетских семей в XI веке. Поражают своим искусством и замыслу настенные росписи монастыря, хорошо сохранились на протяжении веков.

Этот монастырь, называемый Аджанте севере, имеет шесть храмов, называемых Ду Кханг, Сумцек, Джампал Лхакханг, Лотсава Лхакханг, Манджур Лхакханг и Лхакханг Сома. Из них первые два относятся к XI и XII веков, а другие были построены в XII и XIII веках.

Первые два храма важные с точки зрения их скульптур и росписей. Их картины можно разделить на группы в следующем порядке: сцены из жизни Будды; фигуры различных боддхисаттв; фигуры Вайрочаны и изображение космического Будды Вайрочаны в мандале. В них можно видеть влияния различных культурных течений — гелленического персидского, тибетского, непальского, Центральной Азии и индийского. Однако, стиль их уникальный и своеобразный. Центральными фигурами в храмах есть боддхисаттвы Авалокитешвары, Манджушри и Майтрейи. Резьба по дереву носит отпечаток кашмирского влияния. Костюмы фигур напоминают те, что носили в Кашмире, Центральной Азии, Персии и Индии. На некоторых из картин глаза женщин напоминают те, которые свойственны женщинам джайнистской миниатюр. Украшения выполнены четко, со всеми деталями и выглядит как сделаны из настоящего золота и серебра. Краски картин яркие, вибрирующие.

Сумцек — это трехэтажный храм, уникальный по своим характеристикам. Здесь стоят три гигантских боддхисаттвы, поднимающиеся вверх через отверстия до второго этажа. На третий этаж пути нет. Эти три фигуры — Авалокитешвара, Майтрейя и Манджушри. На их одежде нарисованы сцены из жизни Будды в миниатюре. Стены так густо разрисованные фигурами и мандалами, что пустого места не найдешь.



Источник