Марокканские сказки. Пляж Легзира и его каменные арки

Атлантический океан — май лав. Наша первая встреча состоялась теплой весной 2011 года неподалеку от Лиссабона, на мысе Ешпишель, и с тех пор я с нетерпением жду каждого нашего нового свидания. Атлантика — второй по величине океан Земли после Тихого. Его протяженность с севера на юг — более 13 000 километров, а площадь превышает, по разным данным, то ли 90, то ли 100 000 000 квадратных километров. Цифры такого порядка уже трудно поддаются воображению.

Западное побережье Атлантики тянется от Норвегии до ЮАР, и одно из самых его интересных мест — пляж Легзира. Несмотря на то, что наверняка большинство моих читателей хоть раз в жизни видели его на фотографиях — это пляж постоянно входит в различные подборки самых красивых мест нашей планеты, — очень мало кто знает, что находится он именно в Марокко. Так о чем тут говорить, если даже большинство коренных марокканцев не подозревают о его существовании. А между тем только ради этого пляжа уже можно начать собирать чемоданы в эту прекрасную страну …

Предыдущий день прошел в раздумьях — to be or not to be: ехать или не ехать в Легзиру. Сначала мы хотели объехать всю страну, в том числе, забраться на самый юг — в Западную Сахару. Правда, план этот был составлен на глазок, и когда мы поняли, сколько туда ехать, — наш пыл резко угас. Если первые и последние дни нашей экспедиции имели в виду достаточно свободный график перемещения, то ее середина была жестко завязана по датам на наших марокканских партнеров, поэтому автопробега в Западную Сахару было сказано уверенное «нет!», А вот по поводу посещения Легзиры мы все еще находились в сомнениях. Времени было мало: в лучшем случае мы могли достичь пляжа до вечера, переночевать там, провести несколько утренних часов и ближе к полудню уже выехать в сторону пустыни — нам туда пилить по горным серпантинам километров восемьсот, а по пути еще надо заехать в Уарзазат — иншаьАллах доберемся дня за полтора …

Закончилось все тем, что я сказал свое коронное: «Димон, ну когда мы сюда приедем?», и мы отправились в Легзиру. После двух штрафов, выписанных на самом выезде из Эссуэйры, я уменьшил свою ловкость, поэтому к повороту в сторону пляжа мы приехали только к полуночи. Мы нырнули с шоссе на какую дорогу и, проехав метров пятьсот, уперлись в закрытые ворота, за которыми стояли какие-то дома.

Слева шел крутой каменистый спуск — единственная наша надежда найти ночлег. Куда ведет эта дорога мы не знали, более того, я вообще не знал ничего о Легзиру, кроме того, что там находятся красивые природные арки, так что в тот момент надежда, что впереди все-таки будет хоть какой отель, была довольно призрачной. Ничего не понимая, мы решили ехать вниз по грунтовке, прекрасно осознавая, что назад по крутому склону мы можем быть сами и не выберемся — черт его знает, не видно же ничего в темноте африканской ночи. Проехав еще метров двести, мы оказались на небольшой парковке. От пляжа ее отделяло несколько отелей. Свет нигде не горел, все двери были заперты.

Я пошел на пляж. Там я заметил приоткрытую в одном из отелей двери, откуда лилось раздражающее мерцающее сияние от старого светильника. В комнате спал молодой марокканец, которого нам пришлось бесцеремонно разбудить, после чего устроить допрос с пристрастием на тему наличии свободных номеров. Последних было достаточно, но предложенная цена оказалась совсем неадекватной. Мы намекнули, что мы не европейцы-толстосумы, а бедные руссо туристо, после чего цена сразу упала примерно на треть.

Терраса нашего номера выходила прямо на пляж, на ней мы и провели следующие несколько часов, слушая шум волн и глядя на звездное небо.

3043090

С океана дул соленый ветер. Небо было усеяно мириадами звезд, среди которых четко светилась лента Млечного пути.

Шел прилив. Торчит из воды скала, находится недалеко от берега, выглядела с нашей террасы словно рубка подводной лодки. В те дни еще не успокоился шум, связанный с поисками русской субмарины во внутренних водах Швеции. На этой волне я не забыл опубликовать в своем инстаграме фотографию этой скалы с подписью: «Шок! Российская подводная лодка всплыла у берегов Марокко ».

Легзира

Через несколько часов начался рассвет.

«Подводная лодка» все так же была скрыта под водой.

Небо медленно наливалось румянцем.

Океан шумов.

В этот ранний час на пляже никого не было.

Удивительно, но пока о Легзиру знают далеко не все. Постепенно популярность этого пляжа растет, но в раскрученных курортов ему еще ой как далеко — пока здесь достаточно тихо: людей мало, в кадр никто не лезет, ни даже предприимчивых арабов, вечно пытаются втюхать отдыхающим какое-нибудь сувенирная барахло …

И если до полудня сюда все-таки приезжает несколько автобусов, которые привозят туристов из Агадира на однодневные экскурсии, то в утренние часы на пляже практически никого нет — только кучка европейцев, остановились в местных гостиницах ( интересно, как они сюда добираются — наша машина была единственной на парковке), и несколько серферов, которые живут в палатках прямо на пляже.

Легзира

Конечно, в Легзиру приезжают не столько ради пляжа, сколько ради природных арок. Я расскажу вам подробнее о них чуть ниже.

А пока посмотрите на океан, который играет на волнах свой утренний ноктюрн.

Солнце пока еще не взошло, и Атлантика выглядит холодной и неприветливой.

Легзира

Проходит минут десять, и из-за горизонта начинают пробиваться первые рассветные лучи.

Океан сразу преображается — холодная, что отдает свинцом синева меняется теплыми оттенками.

Где-то вдали на волнах покачивается слабое суденышко — марокканцы возвращаются с ночной рыбалки.

Легзира

Утренний автопортрет: «я и мой друг». Ноябрь Марокко — месяц коварный, поэтому наш утренний гардероб — шорты и зимний пуховик.

Всего на пляже расположено около десяти гостиниц. Все они плотно прижимаются друг к другу, словно замерзшие воробьи.

Мы возвращаемся в отель — нужно поспать хотя бы несколько часов.

Легзира

Пока мы отсыпаемся, начинается отток. «Подводная лодка» начинает всплывать.

Мы завтракаем и отправляемся на повторную прогулку по пляжу.

В Марокко во всех отелях, даже в самых дешевых, практически всегда в стоимость номера включен добротный завтрак: вареные яйца, лепешки, белый хлеб, набор сладких джемов и, конечно же, сладкий чай с местными травами. Все очень свежее и вкусное.

Завтрак с видом на Атлантику — что может быть прекраснее?

Легзира

Пляж обрамлен оранжево-красными скалами, оттенок которых меняется в зависимости от времени дня. Побережье тянется с севера на юг, солнце садится в океан, поэтому лучшее время для прогулки по Легзире — вечер, когда окружающие пляж составить круче окрашиваются закатным солнцем в теплый терракотовый цвет, отражается от холодной синевы Атлантики.

Нам эта роскошь недоступна, поэтому мы гуляем по пляжу под полуденным солнцем.

Есть в этих пейзажах то марсианское.

Легзира

Местами даже помарсианистей Вади Рама будет.

От скал, с которыми пляж граничит на севере, в его южной оконечности, где находится первая арка — чуть больше километра, неспешным шагом идти минут двадцать. По первой аркой пляж тянется еще метров на пятьсот, там находится вторая арка. А почти сразу за ней — маленькая третья. Многие думают, что там пляж заканчивается. Но нет, в отлив можно пройти и дальше — там будет еще одна большая арка. Топать к ней от отелей — примерно километров пять.

Между тем пляж начинает заполняться людьми.

Легзира

А мы идем смотреть арки. Своим появлением они обязаны океана — именно его волны размыли эти скалы таким причудливым образом. Этот процесс продолжается и сейчас, стоя под сводами арок, можно заметить, как периодически из них на песок падают камни, иногда размером с человеческую голову.

Когда-нибудь через много-много лет океан завершит свою работу, и от арок не останется и следа.

Первая арка — самая большая. Не обращайте внимания, что издалека она выглядит миниатюрной, это — оптический обман. Высота ее свода — около 20 метров!

Легзира

Во время прилива арку подтапливает. Если океан волнуется, то пройти не вымок — не удастся.

Между первой и второй арками — красивые красные скалы.

Океан здесь тоже неплохо постарался. Есть в этих кручах то от Гауди, не так ли?

Вторая арка.

Она немного меньше первой и похожа на гигантский хобот королевы-матки, откладывают яйца в фильме «Чужие».

Чуть поодаль от второй расположена третья арка, маленькая.

Во время отлива можно пройти дальше. За скалой пляж продолжится, и через несколько километров приведет к еще одной большой арке.

Легзира

Но нам не везет, отлив только начинается, а нам уже пора ехать — впереди еще длинная дорога.

Мы поднимаемся обратно на шоссе, но перед тем как окончательно распрощаться с Легзирой, я решаю попробовать пробраться по сверху обрыва — сделать пару фотографий арок сверху. Съезжаем с асфальта на какую дорогу и моментально застреваем. Кое-как выбираемся, но ехать дальше нереально — дорога вся покрыта острыми камнями, а у нас с собой даже запаски в багажнике нет — если порвем колеса, все наши дальнейшие планы полетят кувырком. Поэтому мы паркуемся посреди безжизненной каменистой пустыни, и продолжаем наш путь пешком.

Побережье океана почти везде одинаковое, что на мысе Нордкап, что на мысе Сагреш, что в окрестностях Легзиры. И как же обманчивы расстоянии в следующих местах: кажется, что к обрыву — рукой подать, а в реальности — топать минут тридцать, не меньше.

Легзира

Куда конкретно нам идти мы не знаем, поэтому просто бредём по жаре в направлении океана. Воздух над камнями накаляется и густеет, даже океанический ветер не в силах его разогнать. Идти трудно.

Наконец, мы достигаем обрыва. Оказывается, мы ошиблись на пару километров и вышли совсем не туда, куда хотели: с этой точки не видно вообще ни арки, только прибрежную скалу, которую мы назвали выше «подводной лодкой». Отсюда она выглядит совсем иначе.

Возвращаемся назад в машину, и едем в сторону Уарзазат. Я хочу добраться туда к ночи, но моим планам не суждено было сбыться. Проезжая поздно вечером через какой очередной маленький городок, я четко осознаю, что еще чуть-чуть и я усну прямо за рулем. Решено — остаемся ночевать здесь. В городе, название которого я даже не запомнил, — пять крупных отелей, но все они забиты под завязку местными — в этот день или какой праздник, то какой фестиваль, то у кого-то свадьбы. По английски никто не говорит, ничего не понятно. Во всем городе мы — единственные европейцы, все смотрят на нас с удивлением. Похоже, что места в отелях все-таки есть — просто никто не хочет селить неизвестно откуда взялись в этой глуши иностранцев.

Наконец, нам с большим трудом удается выбить себе отдельную комнату. В обмен на обещание, что до рассвета и духа нашего здесь не будет, — нам торжественно вручают ключи от номера. Отель — огромная, целый восточный дворец с мудреными переходами и лестницами — можно и заблудиться.

После того как комната получена, сон снимает как рукой. Выходим из Димоном на улицу, садимся на террасе у входа, пьем чай и болтаем об исламе. Спать, по традиции, идем уже за полночь.