Легка на подъем


Любовь с первого взгляда, и еще взаимная … Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.

В 1909 году в Витебске подруга Шагала представила ему свою бывшую одноклассницу. «И я понял — это моя жена» , — вспоминал художник.

Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Яркая девушка шокировала иметь Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. И соседей, когда однажды ночью вылезла из мастерской через окно, не желая будить хозяина квартиры. Родня Беллы осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались довольно сомнительными. Но чувство девушки были серьезными. Она дождалась любимого из четырехлетней зарубежной поездки и вышла за него замуж.

Революция все перевернула: имущество родителей Беллы конфисковали большевики, а Шагал был назначен в родной Витебск комиссаром искусств. В этот период он написал несколько картин о безмятежное счастье с молодой женой, в их числе «Прогулку» .

Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (в основном на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» . Шагал изобразил себя: он стоит, опустив правую руку, а в ладони, близко к земле, бьется птица. Синица — это все то, что у героя: любимый город, выбранная профессия … Однако, как художник сказал года спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусства — цвет любви» . Поэтому он крепко держит за руку и «журавля» — парит в небесах Беллу.

1 Полет. «Человеком воздуха» ( «люфтменч» на идиш) называют того, кто полон идей, далеких от реальности. Но Шагал, который любил изображать персонажей своих картин летят, предоставляет оторванности от земли другой смысл. «Чтобы взлететь, — утверждал художник, — мало мечтательности, нужен характер, увлечения, теснимые грудь, страсть, поднимает в воздух» . Шагал показывает чувства как физические действия героиня «Прогулки» летит, окрыленная любовью и счастьем.

2 Художник. Себя субъекта, восприятие которого превращает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрет с часами перед распятием »). Здесь он счастлив влюблен, который вот-вот оторвется от земли вслед за летит избранницей. Правда, искусствовед Дмитрий Сарабьянов считал, что «в« картине-представлении »« Прогулка »несколько Делани улыбка (художника. — Прим.« Вокруг света ») закрывает настоящую тревогу » — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции.

3 Белла. Она «парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет» — так писал художник о жене. Белла была советчицей живописца, вдохновительницей и сквозным персонажем его картин. Шагал постоянно рисовал жену, даже после его смерти. Образ Беллы присутствует более чем в 2000 его работ.

4 Город. Родной Витебск, где прошли детство и юность Шагала, также стал одним из сквозных образов в его произведениях. Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — темных под твоим светом» . Но Витебск Шагала — это не только место с узнаваемыми деталями, но и Вечный город, подобный Иерусалима, ключевом образа библейской вселенной. Сарабьянов, отмечая эту двойственность Шагаловские образов, определял его живопись как «бытовой символизм».

5 Храм. Спасо-Преображенскую церковь было видно из окна комнаты художника в родительском доме. «Этот холм с церковью я не раз и всегда с удовольствием изображал на своих картинах» , — вспоминал Шагал. До наших дней она не сохранилась. Для художника эта церковь не только часть дорогого ему пейзажа из воспоминаний детства: Храм — атрибут совершенного города.

6 Графин и бокал с вином на узорчатой ​​скатерти подчеркивают праздничное настроение картины.

7 пасущихся животных. Окрестности Витебска в то время мало отличались от села, местные жители держали скот. Лошади и коровы часто появляются в живописи и графике Шагала, в данном случае — для усиления пасторальной атмосфере.

8 Земля для Шагала — воплощение материнского начала. «Вообще люблю лежать, уткнувшись в землю, шептать ей свои горести и мольбы» , — писал он в автобиографии. Здесь земля и дома, стоящие на ней, зелени. Это любимый цвет Шагала, и на картинах он часто связан с ощущением радости и любви к жизни.

ХУДОЖНИК
Марк Шагал

1887 — Родился в еврейском местечке Витебска в семь » й грузчика селедочной лавки.
1907-1910 — Учился живописи в Петербурге.
1910-1914 — Поехал в Европу, жил в Париже.
1912 — написал «Автопортрет с семью пальцами».
1915 — Женился на Белле Розенфельд.
1914-1918 — писал «Над городом».
1917-1918 — Создал «Прогулку», «Двойной портрет с бокалом вина».
1918-1920 — руководил основанным им в Витебске художественным училищем.
одна тысяча девятьсот двадцать две — Эмигрировал в Европу.
тысячу девятьсот тридцать восемь — написал «Белое распятие».
тысяча девятьсот сорок одна — Поехал с семьей в США.
+1948 — Вернулся во Францию.
1985 — Умер в лифте своего дома в Сен-Поль-де-Ванс (Лазурный берег).

Фото: Diomedia (x2)



Источник ссылка