Дом Бальо в Испании


Дом Бальо (кат. Casa Batlló) — жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо и-Касановаса по адресу: Пассеч- де-Грас (Passeig de Gràcia), 43 в районе Эшампле в Барселоне (Испания) и перестроен архитектором Антонио Гауди в 1904-1906 годах.
Наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тесаного камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, так и в оформлении интерьера.

еще не закончив работы по строительству парка Гуэль, Гауди получил заказ на переработку доходного дома,

принадлежит семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо и-Касановаса и расположенного по соседству с модернистским домом Амалия. Владелец дома собирался снести старое здание 1875 и построить на его месте новый, но Гауди решил иначе.

Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада.

Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала.

Кроме того, Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и добавил подвальный этаж, мансарду и АСВТ (ступенчатое террасу крыши ).

Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания.

Идея предоставления световом двора особое значение, впервые реализованная в доме Бальо, была использована Гауди и в ходе строительства Дома Мила.

Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция здания Бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные решения Гауди будут диктоваться исключительно его собственным пластическим видением без оглядки на известные архитектурные стили.

Существует множество толкований символики главного фасада, но, пожалуй, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона — любимого персонажа Гауди, возникающего во многих его произведениях.

Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом.

Меч Св. Георгия, вонзённий в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.

Как и в других произведениях Гауди, в доме Бальо тщательно продуманы мельчайшие детали конструкций и декорации.

Интересно оформление светового двора, где архитектор создал особую игру светотени: для достижения равномерного освещения, Гауди постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего , интенсифицируя по мере продвижения снизу вверх и завершая настоящим всплеском лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб.

Той же цели служит и изменение размеров выходящих в патио окон (они постепенно уменьшаются с высотой).

Элегантная и функциональная мансарда дома организована с помощью параболических арок, применяемых Гауди и при реализации других проектов.

Все декоративные элементы дома выполнены лучшими мастерами прикладного искусства.

Облицовка главного фасада была полностью изготовлена ​​в г. Манакор (остров Мальорка).

Предметы мебели, созданной Гауди при оформлении интерьера, в настоящее время входят в собрание Дома-музея Гауди в Парке Гуэль.

Дом Бальо находится рядом с домом Амалия и домом Льео Морера (кат. Casa Lleó Morera) и вместе с ними является частью «Квартала несогласия», названного так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий.

В 1962 году Дом Бальо был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, в 2005 году включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.



Источник