Что нужно знать, путешествуя на пароме


3043090

Если ты путешествуешь по островам, хочешь посмотреть норвежские фьорды или предпочитаешь гонять в отпуск на своем транспорте, будь то велосипед / мотоцикл / машина, тогда паром — подходящий способ. Рассказываем, как вписать его в свой маршрут и не облажаться в разных странах — от Хорватии в Норвегию.

Как это работает?

Путешествие на своем транспорте делает бронирование парома в чем похож на обычный перелет. Действуют уже знакомые тебе правила: чем раньше бронируешь, тем дешевле; в сезон цены резко растут, а билеты моментально заканчиваются; чем габаритные транспорт, тем больше ты его заплатишь и так далее.

Пешим путешественникам гораздо проще — практически всегда на борту найдется место для тебя и твоего рюкзака.

По-разному формируется и цена: для «пешехода» — это стоимость места на палубе, и это достаточно бюджетно сравнению с перелетами на тот же остров.

Для других в стоимость проезда закладывается цена за парковочное место для транспорта (напрямую связано с габаритами, на машину обойдется минимум в € 30 на коротких переправах и минимум в € 50 на длинных), а также резервируются места на палубе по количеству пассажиров — в зависимости от количества часов, проведенных на борту. Часто в цену на машину уже закладывается определенное количество пассажиров. Обращай на это внимание, чтобы не накупить лишнего!

С купленным билетом или его номером отправляйся в порт. «Пешеходам» стоит приезжать хотя бы за полчаса до отправления. Автомобилистам — за час-два в зависимости от размеров порта. Нагрузка сотни машин на корабль — ювелирный логистический процесс. Не переживай, если соседняя очередь движется быстрее. Лучшее, что ты можешь сделать — это терпеливо стоять в своей линии, прокачивать смирение и следовать указаниям персонала.

запарковать, сразу возьми все необходимые тебе на борту вещи. Лучше запаковать отдельную небольшую сумку. Во время переправы спускаться на парковку категорически запрещено.

катамараны и дельфины

Суда, мы скопом называем «паромы», делятся минимум на три категории:

— паром
большое и медленное судно, перевозит как людей, так и машины. В силу своей массивности достаточно спокойно переживет непогоду, вероятность отмены рейса минимальная, но потратит много времени. Встречается повсеместно: от международных маршрутов к переправе на эстонский Сааремаа.

— катамаран
легче версия парома, перевозит только пассажиров. Катамараны чаще встречаются на маршрутах внутри страны, в Греции и Хорватии, где они быстрее — общественный транспорт, некие водные троллейбусы. Средние во всех отношениях — скорости, устойчивости на волнах, длине маршрута.

— дельфин (Flying Dolphins (Hydrofoils))
катер, который набирает скорость и почти летит над волнами. Это и есть так называемый «дельфин». Вмещает он 150-1000 человек и очень склонен к риску отмены рейса из-за погодных условий. Немного ухудшается прогноз — и рейс на таком пароме отменяется по соображениям безопасности. Встречаются исключительно на коротких переправах длиной не более 90 минут.

Как купить билет?

Повторимся, для пеших пассажиров всегда есть возможность купить билет на месте. Если не в самом порту перед отправкой, то во множестве маленьких операторов, чьи офисы разбросаны вокруг порта. Так это работает, например, в Греции. Над каждым офисом висит табличка со списком всех операторов, на чьи рейсы там можно приобрести билет.

А если ты уже знаешь, что едешь на машине и хочешь все спланировать заранее, то начать стоит с вот этой интерактивной карты, которая поможет разобраться, порт ближе к точке назначения.

Информацию о международных рейсах можно запросто найти на сайтах:

aferry.co.uk

ferrylines.com

directferries.co.uk

Опять действий по принципу покупки билетов на самолеты: находи рейс в собрании, покупай — на сайте перевозчика.

Сейчас он-лайн бронирования для паромов становится все более адекватным, но перечисленные агрегаторы показывают значительно меньше информации о внутренних рейсах. На переправах внутри страны все еще могут подгружать не все. Их лучше искать на агрегаторах той страны, откуда собираешься отправляться (читай ниже).

Как экономить?

Экономить на перемещении помогает раннее бронирование. Если любишь рисковать, то последние билеты прямо перед отправлением тоже можно выхватить из серьезной скидкой. Цены на переправу в несезон и будние дни тоже отличаются по цене.

Сэкономить тебе помогут:

ferrysavers.com — поисковик дешевых билетов;

aferry.co.uk — специальные предложения от самого популярного агрегатора билетов на паром.

Например, можно поймать скидки на провоз машины, узнать о старте продаж по популярному для европейцев маршруту Дувр — Франция (на старте 39 фунтов) или получить бесплатный завтрак на борту.

Подобная вкладка часто встречается и на сайтах перевозчиков, поэтому перед тем, как купить билет, проверь, нет ли чего лакомого в разделе «Новости компании».

Если ты закачался в путешествиях на поездах и прикупил (-а) Eurail pass, то можешь экономить до 50% на паромах партнерских компаний. Полный их список и руководство к действию ты найдешь на их официальном сайте.

Как путешествовать на паромах в разных странах?

Греция

Настоящие греки не заморачиваются. Поэтому если в марте ты смотришь рейс на август и видишь «no seats available», не переживай и зайди на сайт в апреле. Это скорее всего означает, что расписание еще не опубликовали. Оно появляется буквально за два месяца до старта сезона.

Организовать себе тур по греческим островам можно с помощью одного из этих сайтов:

danae.gr

greekferries.gr

ferriesingreece.com

ferries.gr

letsferry.gr

greeceferries.com

ferryconnection.com

greeka.com

Да, все это агентства. И во всех них есть одно преимущество перед бронированием на сайте компании. В случае отмены рейса они предлагают тебе выбор из рейсов всех представленных агентством операторов, в то время как перевозчик предложит варианты только из своих рейсов.

При бронировании обращай внимание на информацию о том, где именно ты сможешь получить свой билет.

Не забывай, что водный транспорт сильно зависит от погоды на море, а в Греции переправы в непогоду законодательно запрещены. Планируй вернуться на континент за пару дней перед вылетом, чтобы не волноваться из-за отмененных рейсов.

Разобраться в многочисленных портах Греции тебе поможет карта, мы же оставим здесь только инфу по поводу отправления из Афин. Там в твоем распоряжении три порта:

Piraeus — главный порт, отправление практически по всем основным маршрутам, и единственный, в который ведет общественный транспорт (зеленая линия метро (одноименная станция), пригородные электрички и автобусы).

Rafina — северо-восток Афин, второй по загруженности порт. Расположен близко к аэропорту. Идеальный для отправлений на Киклады (Андрос, Тинос, Миконос).

Lavrion — час езды от Афин, подходит для отправлений на Кеа, Китнос, Лемнос, Ай-Стратис.

Как сориентироваться в местах на пароме?

Самый бюджетный вариант — open deck и economy seats. Места на палубе, где ты спокойно можешь развернуть палатку или спальник и развалиться в свое удовольствие, или внутри, у столиков баров. Разбивать там лагерь нельзя, но можно комфортно утраиваться за столиками. Покупать что-то в баре при этом необязательно. Места не фиксируются пассажирами. Если ты оплатил (-а) одно из таких мест, но когда поднял (-а) сь на палубу все уже занято — sorry, но придется устраиваться на полу. Такая цена экономии.

Есть вариант размещения на креслах, как в самолете. Там места фиксируются за пассажиром, их не займет кто-то ловкий. Сиденья в бизнес-классе, как водится, просторные, но стоят на 50% дороже. Ну и каюты никто не отменял.

Хорватия

Кроме Греции паромы как само собой разумеющееся воспринимают в Хорватии . Сразу оговоримся: прямых рейсов из Греции в Хорватию нет. Но если ты любишь сложносочиненные маршруты, можешь прийти из Греции в Италию и отправиться в Хорватию оттуда (хотя это и влетит в копеечку).

В Хорватии разобраться с паромами гораздо проще. Долгое время монополистом паромных перевозок была компания Jadrolinija. Сейчас это национальный, но далеко не единственный паромный перевозчик. Конкуренты охватывают небольшие территории обслуживания, но предлагают здоровую альтернативу с точки зрения расписания.

Mia Tours Задар — Премуда, сильбо и Олиб;

G & V Line : катамараны из Дубровника на Сипан и Млет, Корчулу и Писем, а также от Задара до близлежащих островов;

Kapetan Luka : катамараны из Сплита в Вис через Хвар и из Сплита в Брача, Хвар, Корчула, Млет, Дубровника и Риеки).

Все, что касается паромов в Хорватии ты найдешь на главном тематическом сайте croatiaferries.com . Там же увидишь удобную вкладку с ценниками, но бронирование на этом портале работает плохо, поэтому воспользуйся сайтами компаний-перевозчиков. Здесь тоже возможно, не на все рейсы билеты онлайн. Поэтому, если ничего нужного не подобрать, ты все еще можешь попытать счастья перед отправлением или в офисах компаний.

Обрати внимание, что наличие билета не гарантирует твоей машине попадания на паром в высокий сезон (июль-август), потому что мест катастрофически не хватает. Придется ждать следующего парома. Есть смысл приехать и стать в очередь раньше или позвонить в офис Jadrolinija и спросить, как обстоят дела с очередью. Пассажиры смогут попасть на паром в любом случае, но прийти на посадку нужно минимум за полчаса до отправления.

Италия

Единственная страна, с которой в Хорватии морское сообщение — это Италия. Можешь планировать свой трип с континента на остров через множество портов, которые доставят тебя в Венецию (из портов Пиран, Пула, Порец, Ровинь, Умаг на севере страны, переправа обойдется примерно в € 60-80 за пешего пассажира), порт Анкона (с сплита, Старого града, и Задара за € 50), в Триест (из Пулы и Ровинь), Пескара (Хвар), на Бари (Дубровник).

Вероятно, мало кто думает об Италии, как о месте, где нужно сгонять на острова. Между тем, гордые жители Сардинии с удовольствием расскажут и покажут свою родину. Там можно найти памятники множества эпох (некрополи финикийцев, амфитеатры и термы римлян, башни и крепости пизанцев и генуэзцев), фешенебельные курорты Италии, красивые дикие и чистейшие городские пляжи. Добраться до всей этой красоты дешевле можно Палермо и Неаполя (около € 45 для «пешего» пассажира, € 120 для машины). Местные перевозчики примут дешевле — до € 70 с машиной).

И конечно, Сицилия. Переправы 16 раз в день по € 7-16 за пешего пассажира. А если не полениться и поискать местных перевозчиков, то можно добраться за € 3,50 с человека.

Для поиска местных перевозчиков по Италии воспользуйся сайтами:

traghetti.com

tirrenia.it

gnv.it

corsicaferries.com

Норвегия

Хороший способ увидеть фьорды — это медленно проплывать мимо на пароме. Сделать это позволяют местные операторы.

Здесь действует обратное правило — не ищи билеты через агрегаторы, зато проверь вот эти ссылки:

fjordline.com — местный оператор, позволит добраться, например, из Ставангера в Берген за € 30

rodne.no — ребята, которые знают общую любовь к фьордам и организуют круизы именно вокруг знаменитых норвежских скал. За € 58 и 3:00 тебя прокатят по узким заливах с роскошными видами на горы и водопады.

colorline.com — обеспечивают маршрутами между Норвегией, Швецией и Германией. Прекрасное их направление: Саннефьорд (Норвегия) — Стрёмстад (Швеция). € восьмой ты в другой стране и уже сделал морской трип.

Главное: не цепляй главный порт Осло — стоить будет, как крыло от самолета.

Страны Балтии

Таллинн. Ближайшие к нам паромы помогут тебе добраться на север. С Таллинна можно доплыть до Хельсинки за € 20 в одну сторону (машина придаст около € 30).

Хорошее направление — Стокгольм: на паромах обойдется недешево за счет длины переезда, но можно насладиться полноценным круиз с ночевкой на борту. Паромом из Таллина придется добираться 16 часов, и стоить это будет € 124 в одну сторону (с машиной — € 170).

Рига. Из Риги Стокгольм обойдется в € 100 «пешком», € 176 на машине в одну сторону. Займет путешествие 17 часов. Как это работает с аэропортами, чуть дальше от города порт — дешевле рейс. Так из Латвии в Швецию (Лиепая — Травемюнде) на своей машине все-таки можно попасть примерно за € 100, а пешком и вовсе за € 50

Литва . Выбор международных паромов из Литвы не так уж и велик: Клайпеда — Карлсхамн (Швеция) или Клайпеда — Киль (Германия).

По северными направлениями можно обращаться вот в этих перевозчиков:

VikingLine

TallinkSilja

DFDS Seaways

Scandlines

Каким бы романтическим ни казалось тебе просидеть на палубе, подставив лицо морскому бризу, забронируй себе место внутри парома. Потому что романтический бриз на этих маршрутах самом деле — северный ветер, который проберет тебя до костей за пять минут упорного зависания на палубе. Ну или бери плед. Его хватит минут на 20.

Кстати, внимательный путешественник заметит нам, что здесь нет морской империи Великобритании. Разбор паромов Великобритании (вместе с их роскошными визовыми требованиями и ценами на билеты) достойны отдельного разбора, если ты этого хочешь, то дай нам знать в комментариях.



Источник