Благовещенский мост: драгоценное ожерелье Невы


Первая постоянная переправа через Неву и одна из трех самых масштабных и грандиозных строений первой половины XIX века рядом с Исаакиевским собором и железной между Санкт-Петербургом и Москвой, Благовещенский мост соединяет Васильевский остров с 2м Адмиралтейском. Туристы со всего мира приезжают в град Петра, чтобы в период белых ночей посмотреть на разводные мосты с одетых в гранит набережных. А от уникального шанса побывать внутри моста во время разведения и наведения точно никто не откажется, и я не смог!

6 ноября 1842 император Николай I утвердил «Положение о строительстве в Санкт-Петербурге постоянного моста через реку Неву», что включало в себя детальный план работ на 3 года:

«1) Осенью в 1842 году устроить все временные сооружения, заготовить машины, инструменты, лесные материалы для фундаментов левого берегового устоя, примыкающие к одному закруглению набережной, и подземной трубы на месте Крюкова канала, набережных на Васильевском острове от Императорской академии искусств к мосту и от оного до 8 линии и первого от Английской набережной речного быка. Как скоро невский лед будет достаточно прочный, приступить к устройству стен, перемычек и к забиванию свай, и привести к окончанию до весны 1843. По вскрытии реки, весной следующего года приступить к Сломка частей зданий госпожа Холодковского и барона Шабо, к обустройству подземной трубы и к производству каменной работы быка, устои и набережен и к осени довести эту последнюю работу до начала чугунных арок. работы же по устройству подземной трубы закончить к осени 1843 году, кроме распределений мостовой новой улице, какую сделать в начале лета 1844-го до окончательной осадке насыпи;

2) осенью 1843 г. заготовить материалы для правого берега основы для толстого быка вращающегося моста и для двух ручных быков, зимой же с 1843 года и по 1844 набить сваи и весной приступить к каменной кладки и закончить ее до начала арок до осени 1844 года, продолжая при этом кладку быка и набережен до их окончательного сведения;

3) Таким же образом с 1844 по 1845 вступить с тремя другими быками и закончить к тому же в течение 1845 каменную кладку, в предыдущем году начатую. С зимы 1845 до осени 1846 устроить кружальной подмостки, положить в дело чугунные арки, вращается городов с механизмом и привести к совершенному окончания все остальные работы по верхнему строению моста, так, чтобы езда по постоянному мосту могла быть открыта до времени разведения невских плашкоутный мостов. «

После множества трудностей, возникших в процессе строительства и связанных со сложным грунтом и сильным течением Невы, официальное открытие Благовещенского моста наконец состоялось 21 ноябрь 1850г года, в день празднования введения во храм Пресвятой Богородицы. «Драгоценный ожерелье красавицы Невы», как его окрестили современники, имел 7 арочных пролетов, а 8-й двукрылый пролет был разводным. На тот момент Благовещенский мост стал самым длинным в Европе — 298,2 метра, а ширина составляла 20,3 метра. После освящения моста император Николай I с сыновьями пешком перешел на Васильевский остров, а назад проехал в коляске с наследником.

Изящные чугунные перила с морскими коньками и трезубцами, что является настоящим украшением выдающегося инженерного сооружения, были отлиты по проекту архитектора А.П. Брюллова.

За свою полуторавековую историю городов несколько раз менял название и дважды перестраивался. Начнем с того, что в проекте инженера С.В. Кербедза рабочим названием моста значилось Невский. Однако поскольку в проект входило также обустройство примостових территорий, то на месте нынешней площади труда возвели Благовещенская церковь, по имени которой и назвали первый постоянный мост через Неву. После смерти императора Николая I в 1855м году мост переименовали в Николаевский. Следующий раз городов сменил имя 17 ноября 1918г года — его переименовали в честь лейтенанта П.П. Шмидта, участника революции 1905г года, который возглавил мятеж в Севастополе на крейсере «Очаков». И наконец 14 августа 2007го года моста вернули название Благовещенский.

Первый раз городов реконструировали в тридцатые годы прошлого века, были увеличены длина — до 331 метров, ширина — до 34 метров, и разводной пролет — до 42 метров. На разводящих опорах возвели два павильона, в одном из которых в настоящее время располагается центр управлениями механизмами моста, а во втором — пункт охраны. Модернизации подверглись и механизмы, которые осуществляют разведение крыльев — в первоначальном варианте крылья возвращались в горизонтальной плоскости, процесс занимал аж 40 минут. Вторичная реконструкция проводилась в 2005г году: бетонные опоры несмотря на почтенный возраст прекрасно сохранились, а вот стальные конструкции из усталостного износа пришлось полностью заменить. Чтобы не усложнять транспортную ситуацию в городе, рядом была возведена временная переправа.

Возможно, удивитесь, но за разведение моста соответствуют буквально несколько человек: бригада из двух механиков и группа охранников, устанавливают барьеры с обеих сторон мосты и препятствуют проникновению на разводящих городов нежелательных посетителей. Старший механик Юрий работает на Благовещенском мосту уже более 20 лет — этой ночью он ответственный за разведение и наводку моста.

внегласным талисманом-хранителем Благовещенского моста служит скульптура рабочего, принесенная невесть откуда и когда одним из сотрудников.

Второй механик рассказал, что такой специальности, как механик по обслуживанию разводных мостов, не существует, поскольку, скажем прямо, разводные мосты в мире не так часто можно встретить. Поэтому попадают на мосты из смежных областей, а затем прикипают душой к таинству разводки одного из символов Санкт-Петербурга и остаются на долгие годы.

На монитор выводится изображение с установленных на мосту камер, однако перед тем, как нажать главную кнопку, старший механик должен обязательно выйти наружу и своими глазами убедиться, что никто не проник сквозь границы охраны. Поскольку желающих в последний момент перебежать на Васильевский остров или назад всегда хватает.

Накануне ночью через пролет Благовещенского моста возвращался после ремонта в Кронштадте крейсер «Аврора». Символично, что в 1917м году «Аврора» стояла позади, на тот момент, Николаевском мосту в Английской набережной, когда был произведен выстрел в сторону Зимнего дворца. Наша экскурсия изначально планировалась как раз в ночь прохода «Авроры», но накануне руководство «Мостотрест» решило, что блогеры будут только отвлекать механиков в такие ответственные минуты, поэтому визит на Благовещенский мост перенесли на один день позже.

Перед началом разведения механики проверяют работоспособность и готовность всех систем, чтобы в результате финальным нажатием кнопки запустить процесс разводки.

Юрий доверил уникальную возможность развести мост и открыть ночную навигацию одном из блоггеров.

В процессе разведения в целях безопасности категорически запрещается находиться под поднимается крылом, поскольку есть минимальная вероятность падения посторонних предметов, каким-то образом оказались в конструкциях и асфальтовом покрытии моста.

Процесс разведения моста занимает теперь всего несколько минут, а не 40, как в первичной конструкции.

За ночь происходит две разводки, чтобы пропустить в акваторию Невы суда. Первая — с 1.25 до 2.45, вторая — с 3.10 до 5.00. Однако, как отметил Юрий, если водный трафик ожидается небольшой, приводиться можно и раньше, чтобы не прерывать сообщения между островами дольше необходимого временного отрезка.

Теперь спустимся на нижний уровень моста. Массивные противовеса закрыты стальными конструкциями, а между штоками гидроцилиндров видно Академия Искусств и павильон моста, где расположен пункт охраны.

Блоггеры вовсю делают уникальные снимки, а Юрий делится опытом и рассказывает интересные истории, которые произошли за годы его работы. Например, однажды его срочно вызвали днем, чтобы совершить экстренную разведения моста. В акватории Невы прямо напротив Медного всадника начал тонуть военный корабль. То на корабле что-то чувствовали, то мощность учебного взрыва оказалась чрезмерной. Пришлось спешно буксировать тонет судно на ремонт, чтобы оно не стало вечным памятником среди островов Санкт-Петербурга.

Парочка технических моментов. Кнопок аварийной остановки несколько в разных местах на мосту, чтобы в экстренном случае как можно скорее прекратить процесс разводки или наводнения.

В случае возгорания в помещении с компактной гидравлической станцией автоматически сработает порошковая система пожаротушения, о чем персонал будет предупрежден подсветкой табло при входе.

Пока второй механик следит за состоянием системы и давлением масла наверху, на пульте управления, Юрий готов ответить на любые вопросы, возникающие в любознательных умах блоггеров.

В гидравлической станции поддерживается чистота, собственно, как и во всех других помещениях. График уборки строго регламентирован.

Пока ждем наведения и через разводной пролет проходят несколько судов, не теряем возможность поснимать необычных ракурсов в системе координат «городов-набережные». Дворцовый мост тоже уже развели.

Посещение моста организовано в рамках специального совместного летнего проекта «Блогеры разводят мосты» от «Общества Питерских Блоггеров» spbblog и СПб ГБУ «Мостотрест «. Итоговым мероприятием проекта станет осенняя фотовыставка лучших работ блогеров, а также возможность попасть со своим снимком в выходила книгу, посвященную мостам, которую ГБУ «Мостотрест» начинает готовить к 85-летию своего предприятия.

Во время последней реконструкции основная сложность заключалась в увеличении прочности конструкций разводного пролета с учетом планируемого увеличения ширины моста с 24 до 37 метров.

Инженерные изыскания и расчеты позволили облегчить крылья разводного пролета и перенести часть веса на опоры стационарных пролетов.

Также были сняты трамвайные пути, установлены разделительные барьеры для транспортных потоков встречных направлений. Ширина тротуаров увеличилась в 2 раза — с 1,5 до 3 метров.

Стрелки часов приближаются к 2.45, и Юрий просит всех перейти на тротуарную часть.

Считанные секунды и крылья моста замыкаются, чтобы через несколько минут после открытия движения накопились в площадей Труда и Трезини потоки машин и пешеходов смогли пересечь Неву и попасть на Васильевский остров, или наоборот, на 2й Адмиралтейский.

Пришло время прощаться с механиками и молчаливым хранителем Благовещенского моста. Теперь мы velly84 , olegkolobov , corsair , sergey_nb и Ваш корреспондент, можем смело утверждать, что разводили и приводили первый постоянный мост через Неву.



Источник