Киев – мать городов прорусских.

Ах, Киев!.. Воспетый в песнях, стихах и прозе, отраженный в бессмертных полотнах древний прекрасный город.

Но негоже знать столь родное и историческое место с чужих слов. Поверьте, туда стоит выбраться хотя бы на один день, чтобы оценить его красоту и величие, а главное — навсегда получить свой Киев, единственный и только ваш.

Pokrovsky_Monastery_(Kiev)_Pokrov_Church

Конечно, за один день узнать весь город невозможно, но ощутить его дыхание и познакомиться с основными достопримечательностями — вполне.

Самая известная киевская святыня — Киево-Печерская Лавра — века притягивает к. себе людей со всего мира, независимо от вероисповедания. Потрясающая красота и мощь архитектурных ансамблей, завораживающие росписи, принадлежащие кисти Васнецова, Врубеля и других выдающихся мастеров, замечательные изделия древних скифов, таинственные пещеры, в которых покоятся мощи древних монахов… Кстати, с этими пещерами связан один забавный эпизод: Александр Вертинский вспоминал, что там таился источник обогащения его и друзей-гимназистов. В нишах посетители оставляли деньги на свечки за упокой душ монахов, каковые предприимчивые гимназисты и воровали. Служители заметили это и стали внимательно следить за руками молодых людей, которых это не остановило: хитрые мальчишки хватали медяки ртом, притворяясь, будто целуют мощи.

kiev20060903

Невозможно, побывав в Киеве, пропустить Андреевский спуск. Это центральный пункт сбора художников и народных мастеров не только столицы, но и всей Украины. Андреевский пестрит самыми разными поделками, сувенирами и картинками. Причем творят умельцы не только на холстах, дереве и керамике — фасады домов на Андреевском тоже пестрят самыми причудливыми росписями. А недалеко от Андреевского собора (собственно и давшего название спуску) можно увидеть памятник «вечным героям» Киева:

Проне Прокоповне и Антону Свиридычу Голохвастову, собственной персоной.

Но какой же поход по Киеву без посещения легендарного Крещатика?! Главный проспект страны всегда был одной из самых главных достопримечательностей столицы. В выходные дни там запрещено движение транспорта, и можно спокойно шествовать по проезжей части, любуясь красивыми недавно отреставрированными зданиями, наблюдая уличных жонглеров, уворачиваясь от любителей роликов, скейтов и велосипедов.

Kiev

Свое начало Крещатик берет на Майдане Незалежности. Зимой здесь проводят конкурсы ледяных скульптур, а не ледяными он изобилует во всякое время года. Относительно недавно здесь появилась скульптурная композиции — основатели Киева — легендарные братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбидь. Невозможно не заметить и памятник Независимости Украины. Кстати, одна из отличительных черт Киева — небольшие скульптурные группы или одинокие скульптуры, разбросанные по всему городу и помогающие восприятию образа столицы.

Без Лавры Киев невозможен. Высокие колокольни на холмах, белоснежная легкость церквей, сияющие кресты — будто драгоценные камни, брошенные на бархат майской зелени щедрой рукой. Монастырь так красив, что кажется нерукотворным, а выросшим на берегу Днепра, как сад.

1263908807_kiev-turi-vihodnogo-dnia_(2)

Зернышко веры.

У Лавры действительно много общего с садом. Ее храмы, как деревья проростали из под земли. Ведь началось все с пещер, точнее, с пещеры, выкопанной на склоне днепровской кручи монахом Антонием, искавшим уединения. Именно в этом человеке из Любеча зрело зернышко веры, из которого выросла киевская святыня. Предвидел ли святой результат своего начинания? Кто знает… Но именно он, после паломничества на гору Афон принес на Русь из Студитского монастыря устав монашеской жизни. К Антонию присоединились Феодосий и Никон. Братия росла, пещер становилось больше, появились подземные церкви (они существуют и сейчас, в Лавре их пять). А к концу XI века вырос и первый наземный храм — Успенский собор.

Сквозь века.

К концу XI века монастырь стал настоящим культурным центром. Здесь работали летописцы Никон, Нестор, Сильвестр, художники Алипий и Григорий, лекарь Агапит. В 1108 году над главным входом в монастырь построили Троицкую надвратную церковь, дошедшую до нас в формах XVIII века. Постепенно пещеры из места проживания превращаются в место захоронения монахов. В конце XVI века обитель получает титул Лавры. С 1615 года здесь начинает работать типография. А к концу XIX века территория Лавры приобрела свое нынешнее деление: верхняя Лавра, ближние и дальние пещеры.